В бывших униатских монастырях, в том числе и женском, на территории Украины после Великой Отечественной войны систематически укрывались оуновские боевики. Для них создавались нелегальные госпитали, и склады продовольствия для снабжения банд. Центр общественных связей ФСБ России опубликовал копию докладной записки замминистра госбезопасности УССР Попереки от 5 июля 1950 года - министру госбезопасности СССР Виктору Абакумову. В рассекреченном документе говорится о результатах работы органов государственной безопасности в 1948-1950 гг., в ходе которой была вскрыта связь униатских священников с подпольем украинских националистов (ОУН, признана экстремистской и запрещена в России). А также сокрытие бандитов и главарей бандполья их финансирование, а также антисоветская пропаганда со стороны священников. Так, в процессе агентурно-оперативных мероприятий по бывшему униатскому духовенству вскрыт и ликвидирован нелегальный епископат, во главе которого находились генеральный викарий Зятик и викарный епископ Хмелевский, поддерживавший связь с Ватиканом через подполье ОУН.
Хмелевский Николай Иванович, 1876 года рождения, уроженец гор. Золочев, Львовской области, украинец, беспартийный, с высшим богословским образованием, до ареста проживал в с. Млана Ивано-Франковского района, Львовской области;
Зятик Иван Стефанович, 1899 года рождения, уроженец Польши, украинец, гражданин СССР, с высшим богословским образованием, до ареста настоятель монастыря "Редемптористов" в с. Унив, Перемышлянского района, Львовской области.
Будучи разоблачен захваченными оуновскими документами, Хмелевский сознался, что он является одним из руководителей оуновского подполья и состоит с 1948 года членом т.н. "Украинской Головной Вызвольной Рады" - "УГВР".
На следствии арестованный Хмелевский показал, что в прошлом он был ректором Львовской духовной семинарии. В период немецкой оккупации Украины, в 1941-1944 гг., являлся членом делегатуры так называемого "Украинского центрального комитета" (УЦК) и активно сотрудничал с немцами.
После изгнания немецких оккупантов Хмелевский принял активное участие в деятельности ОУН и был непосредственно связан с руководителем бандитско-оуновского подполья Шухевичем и членами Центрального "Провода" ОУН Кравчуком, Куком и др.
В 1945 году, после ареста епископата униатской церкви, он был назначен заместителем капитулярного викария греко-католической церкви и с 1946 года возглавлял униатское подполье на территории бывшей Львовской епархии. Через зарубежные каналы связи ОУН Хмелевский поддерживал нелегальную связь с Ватиканом.
В июне 1947 года он передал через бандита "Тугар" для пересылки за границу на имя генерального секретаря монашеского ордена "Васильян" в Риме Заячковского письменный отчет о состоянии бывшей греко-католической церкви и данные об униатских священниках, оставшихся верными католицизму. В этом же отчете указал, что после ареста епископата он возглавил руководство подпольной униатской церковью.
В мае 1949 года Хмелевский вручил руководителю оуновского подполья Шухевичу для направления в Ватикан второе письмо - об аресте униатских священников и проводимой ими работе по сохранению и укреплению католицизма.
В соответствии с указаниями бывшего митрополита Слипого (находится в ссылке), Хмелевский передал руководство подпольной униатской церковью игумену бывшего Львовского монастыря "Редемптористов" Зятику. Тогда же Хмелевский был введен руководством ОУН в состав так называемой "Украинской головной вызвольной рады" (УГВР).
Арестованный Зятик на следствии показал, что бывший настоятель монастырей "Редемптористов" бельгийский подданный Де Вохт перед своим выездом за границу в 1948 году передал ему доверительное письмо бывшего митрополита греко-католической церкви Слипого, дающее полномочия возглавить греко-католическую церковь в качестве генерального викария. На основании этого письма Зятик принял на себя обязанности генерального викария нелегальной греко-католической церкви.
Еще один арестованный униат - Гловацкий Михаил Стефанович , 1907 года рождения, служил священником в селе Биска, Рогатинского района, Станиславской области. С момента изгнания немецких оккупантов поддерживал связь с подпольем ОУН, предоставлял бандитам убежище и оказывал материальную помощь. На следствии Головацкий показал, что он с 1943 года имел организационную связь с руководителями подполья ОУН Романом Шухевичем (с которым был дружен еще со школьной скамьи), краевым "проводником" - Мироном, руководителем надрайонного "Провода" - Нечаем и другими. Бандиты одно время скрывались в специально оборудованном Головацким укрытии, в одном из куполов церкви в селе Любша, Рогатинского района.
Всего с декабря 1949 года по май 1950 года на Западной Украине было арестовано 80 униатских священников, 30 иеромонахов и 8 монашек, которые состояли или активно помогали оуновскому подполью.
Как указано в докладной записке, при воссоединении греко-каталической церкви с Русской Православной церковью, большинство униатских священников формально воссоединились с православием, однако продолжали оставаться верными католицизму и поддерживали связь с оуновским подпольем.
Также было документально подтверждено, что руководящая верхушка униатской церкви являлась агентами разведывательных органов Германии и находилась в прямом сговоре с гитлеровцами до начала Великой Отечественной войны. После вторжения немецкой армии на территорию Украинской ССР митрополит и его ближайший сторонник И.Слипый публично выступили на стороне нацистов и организовали торжественные встречи фашистских войск местным населением.