Танцевальное шоу из Китая показали в Большом и Мариинском театрах
Труппа Шэньчжэньского театра оперы и танца, давшая по три представления на Исторической сцене Большого театра и в Мариинском-2, по российским меркам - новорожденная: возникла в 2018 году. Город, в котором она обосновалась, был основан в 1979 году, а сегодня насчитывает 17 млн человек и является одним из лидеров в мире по развитию. И танцевальная компания, только в конце 2022 года выпустившая первый спектакль, уже объехала с ним полмира.
Представляет Шэньчжэньский театр спектакль, обращенный к национальной культуре и истории, но тема которого не знает границ: "Вин Чун: легенда о мастере кунг-фу". Восточные единоборства способны привести в зрительный зал публику, которая никогда хореографией не интересовалась - и московский опыт показал, что приводят. Постановщики оказались готовы к такой встрече.
Спектакль нигде не упоминает имени Брюса Ли, однако его тень ощутима каждое мгновение представления. "Легенда о мастере кунг-фу" обращается к истории его сэнсея - Ип Мана, упаковывая ее во множество эффектных историй.
Прием для этого выбран далеко не оригинальный, но работающий исправно: театр в театре, кино в театре, кино в памяти, память в кино. Старику Да Чуню, в молодости работавшему на киностудии осветителем, попадает в руки старый фотоальбом, и, глядя на старую карточку, на которой все молоды, полны сил и счастья, он погружается в минувшее. Декорация, размещенная на поворотном круге сцены, обеспечивает быструю смену картин, а также - возможность "буквально" показать изнанку кинопроцесса, стоит только повернуть щиты спиной к зрительному залу.
Сцены сменяются с калейдоскопической скоростью. Да Чунь, мечтающий о мире кино, приезжает в Гонконг 1950-х, атмосферно воспроизведенный в декорациях, и устраивается на киностудию. Он включается в процесс съемки фильма о судьбе Ип Мана, который настойчиво идет к своей мечте о возрождении кунг-фу, попутно ведя трепетные дуэты с женой, давая отпор уличным бандитам, вступая в противоборство с представителями других боевых искусств и, наконец, основывая собственную академию.
Сюжет бесхитростно использует заезженные лекала театральной и киношной драматургии (драматург - Фэн Шуанбай), подкладывает под них не менее простодушную музыку Ян Фаня (спектакль идет в сопровождении фонограммы), окружает трафаретной сценографией (сценограф - Ху Яньцзюнь) и в титрах продвигает философию добра с кулаками. Но в спектакле возникает чудо, когда он отвлекается от сюжета и освобождает место для танца. Хань Чжэнь и Чжоу Лия придумали уникальный сплав хореографии с элементами единоборств.
Исполнитель главной роли Чан Хунцзи, то зависающий и переворачивающийся, вопреки силе притяжения, в невероятных прыжках, то какой-то неведомой силой меняющий траекторию движений, не раз заставляет замирать сердце и обескураженно задавать себе вопрос: как такое возможно?!
Каллиграфически точны Фэн Хаожань в роли Да Чюня, Чжан Яшу в ролях Режиссера и Главы школы багуачжан. Самый эффектный фрагмент спектакля - схватки Ип Мана с главами основных четырех школ (Глава школы тайцзицюань - Чжан Чжэньго, Глава школы танланцюань - Хэ Цзюньбо, Глава школы багуачжан - Чжан Яшу, Глава школы бацзицюань - Ван Цзянь). Они поставлены на контрасте душе молниеносных передвижений и рапидных замедлений, без киномонтажа создавая впечатление киносъемки. Чтобы воплотить эту хореографию, около полусотни артистов труппы - профессиональных танцовщиков, отобранные на постановку через кастинг, - три года изучали единоборства, прежде чем перешли к работе над спектаклем.
Это искусство не нуждается в титрах. Зато нуждается в просторе и открытости стадионов вместо академических подмостков, о чем свидетельствует триумф спектакля в 47 городах мира.