Глава департамента культуры Москвы: перекупщиков билетов действительно стало меньше
С 15 марта 2025 года в Москве заработал пилотный проект, согласно которому приобрести билеты и посетить концертные и театральные площадки, подведомственные столичному департаменту культуры, можно только после предъявления документов, подтверждающих личность. Отом, как это сказалось на продаже билетов на культурные мероприятия, помогает ли система бороться с перекупщиками и о реакции зрителей рассказал винтервью ТАСС руководитель департамента культуры города Москвы Алексей Фурсин.
— Алексей Анатольевич, в контексте пилотного проекта много говорится опадении продаж билетов у концертных залов и театров, которых коснулись новые правила. Вы можете подтвердить эту информацию?
— Никто из тех, кто выступает с такими заявлениями, не имеет доступа к достоверным сведениям о совокупных продажах и посещаемости наших учреждений. Данные, которые обсуждают в публичном поле, либо основываются на неких разговорах, либо на информации кого-то из билетных операторов. Но, по сути, только департамент культуры Москвы видит полную достоверную картину по продажам и посещаемости подведомственных ему учреждений. Просто потому, что это финансовая информация по десяткам театров и концертных залов, которая не находится в открытом доступе.
То же самое можно сказать про заявления о полупустых залах. Любой желающий может зайти на сайты наших ведущих театров и увидеть в режиме реального времени количество проданных билетов на ближайшие даты. Спектакли, которые всегда были востребованы у зрителей, и ожидаемые премьеры хорошо продаются и собирают полные залы. А там, где и раньше не было аншлагов, после введения новых правил странно было бы их ожидать.
Недавно некоторые наши театры открыли продажи на июнь. И, например, билеты на показы спектакля "Лицей" в Театре Пушкина уже сейчас не купить — их продали в первые же дни после старта продаж. На "Барабаны в ночи" в том же театре места пока есть, но уже не во всех категориях, большую часть тоже разобрали, и там, как всегда, будет аншлаг.
Незначительное снижение продаж в апреле по сравнению с началом года действительно было у некоторых учреждений. Но оно соответствует сезонным изменениям спроса. Если посмотреть на графики продаж за последние три года, март, апрель и май всегда выглядели как нисходящая линия после "вершин" января и февраля. Снижение продаж традиционно наступит в летние месяцы, что является типичной для этого времени года картиной. Большинство театров к этому времени завершают сезон и отправляются на гастроли.
— А если сравнить актуальные данные с аналогичным периодом прошлого года, когда пилотного проекта еще не было?
— Как раз недавно мы подвели финансовые итоги первого квартала и скоро посчитаем данные по апрелю 2025 года. По итогам первого квартала выручка превысила 4 млрд. Это примерно на 20% больше, чем в прошлом году, и в полтора раза больше по сравнению с первым кварталом 2023-го.
И даже с учетом того, что апрель еще не завершен, мы уже видим положительную динамику по доходам в сравнении с апрелем 2024 и 2023 годов. Совокупная выручка театров даже в этом месяце превысила 1 млрд рублей. Это, к слову, на 18% больше, чем в апреле прошлого года, и на 26% больше показателей 2023-го.
И, кстати, отмечу, что продажи билетов фактически никогда не являлись единственной статьей доходов театров. Помимо финансирования из городского бюджета театры, например, получают доходы от аренды площадки для проведения мероприятий. И по этому направлению мы видим позитивную динамику в сравнении с прошлыми годами. Это просто важно для понимания общей картины.
— Однако пилотный проект и связанное с ним падение продаж уже стали темой обсуждения на одном из недавних культурных событий — Балтийском культурном форуме. Как в департаменте культуры воспринимают такие сигналы от сообщества?
— Во-первых, еще раз отмечу, что объективными данными обладает только департамент. На чем основываются те цифры, которые озвучивают оппоненты проекта, мне неизвестно. И здесь важно понять: это неприятие новых правил всем культурным сообществом или все-таки частное мнение отдельных ее представителей. В Москве работают десятки культурных институций, профильных объединений, сотни федеральных, городских, частных концертных организаций и театров, билетных операторов и организаторов мероприятий, в том числе арендующих наши площадки. Если вы посмотрите все публичные, не анонимные заявления по этой теме, станет очевидно, что примерно у 90% из них одни и те же авторы. И они не работают в нашей инфраструктуре, поэтому не могут располагать объективными данными.
— Многие подозревают, что настоящей целью пилотного проекта был запуск сервиса "Мосбилет" и продвижение его преимуществ нафоне введения новых правил.
— Пилотный проект и городская система "Мосбилет" — две независимые изначально друг от друга сущности. Билеты в театры и концертные организации по-прежнему можно купить через частные билетные системы и билетные агрегаторы. Они потратили определенное время на то, чтобы перестроить свои системы под новые правила, и продолжают продавать билеты в наши учреждения, как и раньше. Не секрет, что через систему "Мосбилет" билеты в наши учреждения продаются уже не первый год. Организации, реализующие через эту систему билеты, попросили нас о дополнительной маркетинговой поддержке, которую мы и реализовали на портале города mos.ru.
Да, когда стала очевидна возможность более простой верификации личности при покупке и ее подтверждения при входе на мероприятие, мы постарались успеть запустить ее именно к старту пилотного проекта. Это позволило нам упростить для зрителей процедуру ввода данных документа при покупке — они подгружаются автоматически — и снять с них необходимость предъявлять документ на входе, заменив его QR-кодом из приложения. Скажу больше: билетные системы разрабатывают сейчас возможность покупать билеты через MosID и через их сервисы. Думаю, что скоро первые из них запустят такие продажи непосредственно на сайтах театров.
— Удалось ли достичь настоящих целей пилотного проекта, которые озвучивались наего старте?
— Мы уже не раз говорили, что главные цели пилотного проекта для нас — это борьба с перекупщиками и повышение безопасности наших площадок во время массовых мероприятий.
Перекупщиков действительно стало меньше. Наши же оппоненты сейчас показывают якобы не распроданные залы за месяц до мероприятия. На самом деле билеты действительно стали чаще покупать ближе к дате события. С одной стороны, зрители пока не до конца понимают, что есть возможность вернуть или переоформить билет, если кто-то не сможет пойти, и покупают тогда, когда есть уже точная уверенность. С другой стороны, руководители наших учреждений отмечают, что перестали выкупаться крупные партии билетов сразу после размещения их в продаже, которые, очевидно, раньше забирали перекупщики. То есть билеты покупаются непосредственно зрителями, а не теми, кто делает на этом бизнес.
Что касается безопасности, то уже как-то говорил об этом: ее невозможно посчитать, как выручку. Сложно оценить, тем более по итогам полутора месяцев, как она изменилась. Но очевидно, что сегодня, чтобы попасть на концерт или спектакль в наших учреждениях, нужно подтвердить свою личность и купленный на свое имя билет. Это якобы неудобство для зрителей, о котором говорят, у абсолютного большинства горожан и гостей города на самом деле никаких проблем не вызвало — им нечего скрывать.
— Кстати, о зрителях. Об их мнении по поводу пилотного проекта крайне мало говорится, а ведь именно их он затронул в первую очередь. Вы анализировали обратную связь от посетителей?
— И продолжаем это делать. Да, были опасения, что новые правила вызовут большие очереди на входе. Но театры и концертные наши площадки отнеслись к этому вопросу ответственно. Ни мы сами не увидели дополнительных очередей, ни каких-то сигналов от наших учреждений не поступало.
Могу с уверенностью говорить, что зрители постепенно адаптировались к новым правилам. Почему-то никто не говорит, что и до введения новых правил необходимо было на сайте учреждения вводить свои данные, в том числе телефон и e-mail. Сейчас добавился один документ на выбор. И, если мы все видим большое количество аншлагов, значит, это не стало препятствием. И если вернуться к статистике апреля, число посетителей наших театров, например, выросло: оно составило более 400 тыс. человек, в прошлом году было около 385 тыс.
Основные претензии были же на самом деле не из-за необходимости введения при покупке номера документа, а в том, что новые правила осложняют передачу билета, когда ты раньше файл с купленным билетом мог скинуть любому человеку, а теперь необходимо переоформлять с использованием данных нового владельца. Но наши учреждения и ведущие операторы по продаже билетов не прекращают адаптацию всех технических систем к новым правилам. Огромная работа по созданию наиболее комфортной схемы для зрителей по введению данных документа, замены посетителя или возврата билета уже проделана. Я думаю, тут тоже вопрос времени, когда зрители разберутся, как можно безболезненно и оперативно переоформить билет на другого человека или даже купить его в подарок, эта возможность предусмотрена в сервисе "Мосбилет" — предусмотрена возможность оформления билета в подарок, когда получатель самостоятельно вводит данные, и детских билетов для зрителей младше 14 лет в сопровождении взрослого без указания данных документа.
Показательны для нас массовые околотеатральные сообщества в социальных сетях. После 15 марта они действительно высказались против нововведения и практически объявили бойкот нашим театрам и концертным организациям. Но в последние недели мы видим все больше и больше их отчетов о походах в наши учреждения. Как я понимаю, они сначала выбрали выжидательную позицию, потом от других людей узнали, что новые правила кардинально ничем не усложняют посещение, и стали возвращаться в наши театры. Это нормальный процесс адаптации ко всему новому. И, честно говоря, он проходит значительно проще, чем некоторые из нас могли предположить до 15 марта этого года.
Беседовала Ксения Асафова