Обо всем, что касается звука и его магической силы, о едином импульсе звука, из которого рождается озвученное движение, размышляют теперь в ГИТИСе на Факультете новых направлений сценических искусств, где появилась кафедра саунд-драмы. Не путайте! "Саунд-драма" – название кафедры в театральном институте, а саундрама – это метод. История возникновения этого направления специфична, она ветвится, как дерево. Прежде всего, метод связан с творческим путем заведующего кафедрой саунд-драмы Владимира Николаевича Панкова. С детства он не только занимался традиционной музыкой, но и ездил в этнографические экспедиции, занимался фольклором. Часто Владимир Николаевич рассказывает, что его первым учителем был пастух. Поэтому всё направление так тяготеет к этнике и обрядовому театру. Владимир Панков. Фото Олеси Хороших SounDrama – официальное название студии. Именно с этого сообщества профессионалов и экспериментаторов всё начиналось. Спектакль "Красной ниткой", поставленный в Центре Драматургии и режиссуры совместно с Театром.doc в 2003 году – первый спектакль коллектива. Саундрама – режиссёрский метод Владимира Николаевича Панкова, обладающий особенностями и приёмами, свойственными только ему. Это и многослойность повествования, где различные дополнительные линии включаются в спектакль и возникают неожиданные смыслы, контрапункты. Это и повторы, и сильная открытая эмоциональность. Спектакли Панкова нужно смотреть много раз, для того, чтобы рассмотреть всё, из чего они сотканы. Владимир Николаевич всегда ищет интересное столкновение драматургии и музыкального оформления, всегда находит какой-то неожиданный разворот пьесы, при крайне бережном, даже, я бы сказала, любовном отношении к автору. Саундрама – театральное направление, в русле которого ставят спектакли режиссеры, вышедшие из-под крыла Владимира Николаевича, воспитанные в его системе взглядов. Из чего также следует, что уже есть целая школа саундрамы, что логично, так как направление тяготеет к студийности. Владимир Панков. Фото Иры Полярной. Саундрама – это метод преподавания актёрского мастерства и режиссуры, построенный на системе тренингов представителей команды студии: Владимира Панкова, Сергея Родюкова, Артема Кима, Екатерины Кисловой. В этом образовательном процессе есть установка на воспитание музыкальности, но не в смысле знания нот и владения музыкальными инструментами или голосом (хотя это все тоже, конечно, присутствует). Музыкальность может быть и у того, кто не играет на музыкальном инструменте и не владеет собственным голосом, это, скорее, ощущение звучания мира, его громкости, ритма, темпа. В этом методе невероятно важны ансамблевость и импровизация. И, наверное, самое главное: саундрама – это метод репетирования, который активно практикуется на одноименной кафедре. Это взгляд на всё происходящее через музыку и музыкальность. Так смотрят на текст, на движение, на любую часть театрального представления. В этом методе творческий процесс и спектакль организуются по законам музыкального произведения. Работа всегда происходит импровизационным путем. Музыкальная партитура и партитура спектакля создается непосредственно во время репетиционного процесса. Из-за этого саундрамовские спектакли всегда очень живые, трепетные, свежие. Они долго живут, поскольку создаются коллективом единомышленников. Они всякий раз играются немного по-разному, потому что на каждой репетиции создатели очень внимательно слушают друг друга и окружающее пространство. И, конечно, спектакли очень дороги всему коллективу, потому что каждый, кто создает это действо, вкладывает в него душу и знает, что он – соавтор. Саундрамовские спектакли могут быть очень разными, с большим количеством музыки и с маленьким. Но самое главное, что музыка в них не должна быть фоном. Чаще всего в этом методе используются живые инструменты, и на репетициях создается уникальная партитура. Владимир Панков. Фото Иры Полярной. Очевидно, что развиваясь и вырастая в явление, которое уже невозможно игнорировать, саундрама принимает всё новые новые формы. В чем ее секрет? Если зайти на репетицию саундрамовского спектакля, может возникнуть впечатление, что ты попал на какой-то ритуал. Тут и медитируют, и "намаливают" пространство. Всё взаимосвязано – и хореография, и музыка (которая никогда не возникает сама по себе, а всегда рождена из сути происходящего). Это обрядовое действо, в котором каждый важен, каждый вносит свой вклад в общую картину. Именно тут есть возможность услышать голоса своих предков, почувствовать прикосновение к корням. Но рассказывать не так интересно, как самостоятельно убедиться в мощности явления. Для этого нужно прийти на спектакль, поставленный по методу саундрамы. Благо, что мест, где подобные можно увидеть, становится все больше: возглавляемые Панковым театры "Центр драматургии и режиссуры", "Ленком Марка Захарова", Факультет новых направлений сценических искусств в ГИТИСе и, конечно, сама кафедра саунд-драмы.