Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Благоустройство парка в Петербурге вызвало опасения местных жителей

Петербургский парк имени Академика Сахарова никогда не пустует. В любое время дня и года здесь много людей - от детворы до стариков с палочками. Зимой можно кататься на лыжах, летом - загорать прямо на траве. Но недавно всю парковую территорию обнесли забором, а вход закрыли: благоустройство!

Однако многие местные жители выступили против. Они считают, что проект полностью изменит 50-летний пейзажный парк. Сейчас здесь много открытых пространств и зелени. А планируется проложить гранитную аллею в семь метров шириной, разбить спортивную и детскую площадки и установить объект в виде крыши атомного реактора. Ради благоустройства будут вырублены десятки деревьев. Поэтому инициативная группа обратилась в комитет по охране памятников с просьбой признать парк объектом культурного наследия. На время рассмотрения заявки - до 90 дней - все работы предписано остановить.

Благоустройство действительно замерло. Входы открыли, строительную технику вывезли. Но защитники парка все же заметили, что примерно десяток деревьев уже исчезли.

- Ночью снесли липу, причем так, чтобы не осталось следов, - рассказывает член инициативной группы архитектор Наталья Самерсова. - Пропали и другие деревья - их увезли, а землю разровняли. Но мы-то помним, что они здесь были, и по фотографиям это можно установить. Хотя на время работы комиссии любые мероприятия, меняющие объект, запрещены.

По словам Натальи, местных жителей пытаются убедить в том, что этот парк "стихийный и самосевный". Но те посидели в архивах и выяснили его историю. Зеленую зону на Пискаревском проспекте начали планировать в 1960-х. При ее создании архитектор Олег Башинский ориентировался на пейзажный Павловский парк. Пространство выстраивали не строго по линейке, а с учетом рельефа. Деревья высаживали живописными группками - так, чтобы за каждым изгибом дорожки открывался новый вид.

В результате в 1972 году появился настоящий образец ленинградского паркового искусства. Он создавался с любовью к природе и для людей. Сегодня здесь растут сибирская, горная и карликовая сосны, золотая и голубая ели, есть березовый "хоровод" и яблоневая аллея. На территории обитают два вида краснокнижных животных - сова ушастая и жук усач мускусный.

Сначала эта зеленая зона была частью Пионерского парка, а в 1996 году получила имя академика Андрея Сахарова. За восемь лет до этого в ней установили "Колокол мира" - копию памятника жертвам атомной бомбардировки в Нагасаки. А в 2003 году в другой части парка открыли памятник жертвам радиационных аварий и катастроф. Каждый год 26 апреля "чернобыльцы" проводят возле него митинг, а в ноябре проходят памятные мероприятия у японского мемориала.

В ходе благоустройства парк, по сути, планируется сделать уже не пейзажным, а мемориальным. Отсюда идея с крышей реактора и аллеей, соединяющей две памятные точки. Более того, на заседании петербургского отделения "Союза Чернобыль" рассматривалось создание уже трех аллей, посвященных ликвидаторам. Речь шла также об установке композиции из металла, символизирующей разрушение реактора ЧАЭС, и других объектов.

- Мы не против сохранения памяти героев и жертв катастроф, - подчеркивает Наталья Самерсова. - Но в парке уже есть тематические мемориальные объекты. Память - это не только форма, но и такт, чувство меры. Мы считаем, что за парком достаточно просто ухаживать. Это живое пространство, куда люди приходят наслаждаться природой. Ее сохранение - тоже дань памяти.

Проект благоустройства разработали еще в 2019 году в Москве. Все это время защитники парка говорили, что он не подходит, но их никто не слушал. Общественные обсуждения в таких случаях необязательны.

- Прежде чем что-то менять, надо изучить и проанализировать то, что существует, - отмечает кандидат искусствоведения, доцент кафедры архитектурного и градостроительного наследия СПбГАСУ, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Нина Петухова. - Парк имени Академика Сахарова был задуман именно как пейзажный. Например, у здания нельзя взять и изменить его конструктивную систему. С парком то же самое: нельзя менять основу, на которой он создавался. Превращение пейзажного парка в мемориальный требует серьезных обоснований и глубокого анализа. В данном случае не видно ничего, кроме желания отдельного общества людей, которые даже не проживают рядом с парком, изменить его назначение. Я считаю это нецелесообразным и необоснованным.

Есть такое понятие, как средообразующие зеленые насаждения, подчеркивает эксперт. Поскольку парку уже больше 50 лет, его растительность "образует среду".

- Я не увидела в проекте ни дендроплана, ни инвентаризации. Ландшафтная архитектура - сложный и живой процесс. Надо провести инвентаризацию деревьев по их возрасту и состоянию. Сносить средообразующую растительность можно только в том случае, если она уже находится в аварийном состоянии. Но даже тогда по расположению и породному составу насаждений желательно следовать проекту, по которому парк создавался. Новый же проект исключает такую возможность, - поясняет Нина Петухова.

По ее мнению, нельзя не учитывать и позицию местных жителей, поскольку парк - это общественное пространство. В его защиту собраны уже сотни подписей. Сейчас и активисты, и подрядчик ждут решения по заявке о признании парка ОКН. Если оно будет положительным, специалисты определят предмет охраны, который уже никто не сможет изменить.

Путь воды

Организаторы благоустройства обосновывают его необходимость еще и тем, что в оттепель и по весне парк затапливает. Но проект не решает и эту проблему.

- В парке имени Сахарова исторически сложился сложный водный режим, - отмечает координатор общественного движения "Деревья Петербурга" Мария Тиника. - Именно по этой причине ранее там не делали асфальтирование и не клали плитку. Низина и ключи создают свой особый природный биотоп. Здесь дренаж не поможет. Надо было подумать, куда направить воду, а не уводить ее в трубу. Судя по проекту, его авторам не хватило знаний или навыков работы с водными объектами. Аллея будет подтопляться и разрушаться, а вновь посаженные деревья - сохнуть. Кроме того, новый грунт точно будет с инвазивными растениями - например, борщевиком Сосновского.

Инженер-проектировщик Светлана Еренкова подчеркивает, что парку требуется не дренаж (трубы с дырочками, лежащие в земле), а поверхностный водоотвод со строительством дождевой канализации, принимающей осадки в люки-решетки.

- Это касается всех парков, которые после благоустройства становятся более обводненными. Только так они будут сухими в холодный период года и в теплый при обильных осадках. Запроектированный в парке Сахарова дренаж совершенно не спасет ситуацию. Он понижает уровень грунтовой воды и в летний период способствует фильтрации в грунт осадков. Зимой дренаж для фильтрации осадков бесполезен. И если в благоустроенных парках поверхность спрофилирована так, что уклонов в конкретные точки сбора воды нет, то вдобавок к прокладке дождевой канализации должна быть переделана вертикальная планировка уже построенных объектов. Но в реальности никто это делать не будет, - считает специалист.