Чем уникальна коллекция гравюр Пермской художественной галереи
Прямой дневной свет губителен для гравюр, их выставляют под стеклом подальше от окон, а при хранении прокладывают специальной микалентной бумагой. Более десяти тысяч листов - офортов, литографий, ксилографий, меццо-тинто, акватинта и других видов печатной графики - лежат в запасниках Пермской художественной галереи. Среди них - уникальные, например, Евангелия, Библии и другая церковная литература XVI-XVIII веков.
- Многие попали к нам после революции , когда по всей стране разъехались потрясающие образцы из собраний столичных музеев и русских аристократов, - поясняет хранитель коллекции печатной графики и плаката Елена Когут. - В 20-е годы XX века в Перми проходили выставки московских и ленинградских художников, они подарили галерее часть своих работ. Присылали дублетные экземпляры из Русского музея и Эрмитажа. Так сформировалась прекрасная коллекция.
Сейчас этот вид графики не пользуется популярностью. Люди видят в гравюрах обычные рисунки, какие способен выдать любой принтер. Между тем хрупкие листы выходили из-под рук великих художников, таких как Дюрер и Рембрандт. Их произведения также представлены в Перми.
Гравюра изначально считалась искусством для народа.
- Картины того же Рембрандта были по карману лишь богатым, - говорит Елена. - Будучи человеком предприимчивым, он начал делать оттиски своих работ с печатных форм, стоили они гораздо дешевле.
Авторы получали прибыль от продаж и одновременно, как сейчас говорят, продвигали свои произведения. Конечно, не обошлось без подделок, но ценились они меньше. Кстати, создать гравюры непросто: необходимо вырезать на дереве, камне или металлическом листе рельефный рисунок, причем в зеркальном отражении. Ошибки не допускаются: чуть немного дернулась рука, резец ушел в сторону - и все пропало, начинай сначала.
- Мне кажется, граверы были очень сильны физически, - предполагает Елена. - Чтобы добиться различной глубины линий, без мощных мускулов не обойтись.
Одним из самых ценных экспонатов галереи считается альбом Ивана Шишкина "60 офортов", вышедший в 1894 году и сразу ставший раритетом. Сборник практически нигде не встретишь в полном виде, а в Перми он есть. Еще одна гордость - книга "Венецианские строфы" Иосифа Бродского, в которой каждое стихотворение сопровождает гравюра Владимира Наседкина.
- Издание очень редкое, напечатано всего 50 экземпляров, - говорит Когут. - Нам его передал в дар сам художник.
Конечно, гравюры требуют реставрации. После осмотра у них подклеивают разрывы, затем рисунок отправляют под пресс и промывают дистиллированной водой в специальной ванне. Процесс кропотливый, но в результате восстанавливается естественная белизна бумаги, улучшается эстетический вид экспоната и посетители могут в полной мере оценить мастерство художника, передающее дух и настроение его эпохи.
Между тем
Первый директор Пермской художественной галереи Николай Серебренников запомнился как создатель единственной в России коллекции деревянных богов. В 1923 году он привез первые 16 скульптур из экспедиции по Прикамью. Заинтересовавшись темой, выяснил, что о деревянных богах писали еще в 1804 году.
В поисках артефактов Серебренников исколесил более пяти тысяч верст и нашел 412 скульптур. Случались и инциденты, порой курьезные. Один из богов исчез, когда музейщики привезли его в город Чермоз. Местных жителей пропажа нисколько не удивила. Они заявили, что тот ушел в свою сельскую церковь. Так происходило пару раз, пока скульптуру не закрыли в комнате на замок, а на дверях поставили печать.
За годы работы Николаю Серебренникову удалось отыскать 615 деревянных скульптур. Сейчас они хранятся в галерее и после открытия нового здания войдут в одну из главных экспозиций.