Работы Клода Моне, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Отона Фриеза, Анри Матисса, Андре Дерена, Огюста Эрбена предстали перед зрителями на новой выставке в филиале Третьяковской галереи в Самаре. Никогда еще этот город не видел такого нашествия французских импрессионистов и постимпрессионистов, за которыми удачно следуют, вступают в диалог, растут и выбирают свой собственный путь в искусстве русские живописцы 1900-1920-х годов.
Это любимые коллекционером Иваном Морозовым (1871-1921) Константин Коровин и Александр Головин, а также произведения Игоря Грабаря, Константина Сомова, Николая Милиоти, Мартироса Сарьяна. Всего в экспозиции представлено 52 работы из 9 ведущих музеев страны, в числе которых Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Русский музей. А потому аншлаг выставке обеспечен на все летние месяцы.
Важно отметить, что в последние годы собирательства коллекционер Морозов обратил внимание на художников-авангардистов из "Бубнового валета", и именно эта важная сторона его коллекции в большей степени приоткрыта на выставке в Самаре. В экспозиции представлены работы Александра Куприна, Петра Кончаловского, Роберта Фалька и Наталии Гончаровой. Таким образом, посетитель, придя на выставку, проделает путь, который прошла русская живопись в начале XX века и который условно обозначен в названии - от Ван Гога до авангарда.
Кстати, аудиогид по экспозиции записал известный телеведущий и сам увлеченный коллекционер Андрей Малахов. Но корреспонденту "РГ" выпала удача пройти по музейным залам с куратором проекта, зам. генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяной Юденковой. По ее словам, Морозов относится к тем редким коллекционерам, которые не просто шли в ногу со временем, но и опережали его. "Он ценен тем, что сопрягал в своем собрании французское и русское искусство, давая возможность родиться этому диалогу. Иногда его представляют как замкнутого человека, который скрывал свою коллекцию, но это не так. В его доме бывали русские художники и таким образом имели возможность смотреть и расти".
Экспозиция начинается с портрета самого Морозова кисти Константина Коровина, у которого интересующийся искусством купец брал поначалу уроки живописи, но потом дело это хлопотное забросил, всецело переключившись на собирательство. Но для Ивана Морозова, как и для представителей других купеческих династий, коллекционирование было не просто данью моде. Идеи патриотизма и социально ответственного бизнеса были неразрывно связаны с изучением европейской культуры и науки. Потому выставка еще и рассказывает о роли меценатства в поддержке современного искусства и становлении музейных собраний.
Новый проект "Коллекционер Иван Морозов: от Ван Гога до авангарда" был задуман в Самарской Третьяковке еще в 2022 году, и тогда же были отправлены письма в ведущие музеи страны с просьбой рассмотреть возможность выдачи нужных работ. Но абсолютно отовсюду был получен отказ. Оно и понятно: музей еще ремонтировался, мало кто понимал, каков будет уровень этой площадки. "Проект стал возможен благодаря длительной и планомерной работе по формированию нашего авторитета в профессиональном сообществе. Прошлым летом мы многих хранителей музеев, с которыми вели переговоры, приглашали сюда в гости. Показывали, как устроено хранение, безопасность, как мы вообще работаем и, конечно, показывали Самару, катались по Волге - невозможно не влюбиться!" - рассказывает директор филиала Третьяковской галереи в Самаре Михаил Савченко.
Для самарского музея, которому нет еще и года, возможность провести выставку таких шедевров - своего рода признание. Кстати, неделю назад воплощением такого признания стало присуждение Самарскому филиалу Третьяковской галереи звания "Музей года" на XIII Премии The Art Newspaper Russia.