В Волгограде обсудили механизмы сохранения исторической памяти
На площадке музея «Россия. Моя история» для этой цели собрались парламентарии, общественные деятели, эксперты, профессиональные историки России и Беларуси. Работа секции в рамках международного форума «Великое наследие – общее будущее» вызвала большой интерес: выступающие предлагали конкретный инструментарий, который в сегодняшнем глобальном обществе позволит противодействовать попыткам фальсификации исторической правды.
Сакральное место
В город-герой Волгоград на масштабное мероприятие, посвященное 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и инициированное Парламентским собранием Союза Беларуси и России, съехались свыше 500 представителей более чем из 20 стран мира.
«Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие – как часовые», – эти строки Владимира Высоцкого оказались пророческими. Солдаты Великой Отечественной войны не только защитили нашу землю 80 лет назад и обеспечили своим потомкам право на жизнь. Сегодня, спустя годы, бережно хранимая память об их подвигах дает возможность противостоять тем силам, которые пытаются обесценить победу 1945 года.
«Будущее зависит от того, какие выводы из прошлого удастся сделать нам, нашим детям и внукам, – от этого зависит то, какие решения они будут принимать в дальнейшем, – задал тон дискуссии модератор секции “Сохранение и защита общей исторической памяти”, заместитель председателя Государственной думы Петр Толстой. – Именно поэтому мы хотим, чтобы правда о нашем прошлом дошла до них без искажений».
Этот посыл поддержал его коллега, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности Геннадий Лепешко.
«Не случайно местом проведения форума выбран город-герой Волгоград – сакральное место для каждого советского гражданина, – подчеркнул Геннадий Лепешко. – Это место, где наш героический народ 200 дней держал оборону стратегически важного района, где наши предки ценой своей жизни остановили наступление врага и переломили ход не только Великой Отечественной войны, но и всей Второй мировой. Сегодня, когда нарастает деструктивная риторика западных стран в отношении суверенных государств, не желающих встраиваться в навязываемый извне порядок, наша память и правда является надежным щитом на пути к воцарению в мире хаоса и идей превосходства».
Об особом символизме выбранного для проведения форума городе говорил и председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников.
«Во всем мире понимают, что Сталинградская битва была одним из таких рубежей, откуда началось поражение гитлеровской Германии, – отметил парламентарий. – Если бы враг взял Сталинград, то нас бы отрезали от нефти и газа, и война могла пойти совсем по-другому. Поэтому Сталинград для всех не просто город, который воспевает нашу смелость и отвагу. Он еще и призывает к определенной тактике и стратегии в борьбе с нынешним врагом».
Противодействие индустрии фальсификации
Спикеры, представлявшие доклады в рамках секции, привели множество примеров того, какими конкретно методами размываются, казалось бы, всем известные истины, и как им удавалось противодействовать таким шагам. Руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте РФ Елена Малышева рассказала, что, когда в январе текущего года они совместно с Министерством иностранных дел на площадке ООН открыли выставку, которая называлась «Блокада Ленинграда», их очень долго убеждали перевести слово «блокада» как «осада», поскольку «так принято в английском языке».
«Но мы отстояли наше право исторического суверенитета называть вещи своими именами, – сказала Малышева. – Блокада – это целенаправленное уничтожение мирных жителей через осаду города. Поэтому историческая память формируется не только через факты и события. Она формируется нами через мировоззрение, язык, через пространство памяти».
Елена Малышева отметила, что сегодня есть колоссальный общественный запрос на сохранение исторической памяти и исторической правды.
«Историческая память – это не набор отдельных фактов или событий – это ценностный ряд, наши ценностные ориентиры, – считает историк. – Великая Отечественная война стоит в основе этого ценностного ряда, потому что выкристаллизовала те национальные особенности, народные черты, традиции, которые консолидировали наше общество и привели к победе. В основе исторической памяти лежит глубочайшее научное знание, архивные документы и тот самый межпоколенческий диалог. Именно это делает историческую память не политической конструкцией, а очень устойчивой доминантой нашего мировоззрения».
Член Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Вадим Гигин акцентировал внимание на том, что попытки фальсификации истории Великой Отечественной войны – это не усилия отдельных специалистов, а целая индустрия по фабрикованию псевдоисторической информации и трансляции ее в общественное пространство.
Такая работа включает в себя несколько направлений. Во-первых, поклеп на наиболее ярких героев Великой Отечественной войны. Во-вторых, преуменьшение жертв гитлеровского террора и отрицание геноцида советского народа. В-третьих, реабилитация нацистских прислужников. В-четвертых, преувеличение роли западных союзников в общей победе над Третьим рейхом. И если в советские времена предпринимались попытки борьбы, зачастую достаточно успешные, с реваншизмом, то с 1991 года информационное пространство бывшего СССР было полностью открыто для агрессивного воздействия фальсификаторов.
«Ситуация стала приобретать неконтролируемый и крайне угрожающий характер, – пояснил Вадим Гигин. – В качестве примера достаточно привести так называемый пакет законов о декоммунизации 2015 года. Фактически мы имеем дело с созданием государственной исторической полиции в странах Центральной и Восточной Европы, которая включает в себя не только институты национальной памяти, но и целую сеть музеев оккупации и прочих псевдонаучных институций, некоторые из которых имеют право проведения оперативной работы. Мы, Россия и Беларусь, совершенно справедливо, а порой, возможно, несколько запоздало, начали проводить государственную историческую политику, и она должна включать в себя несколько блоков».
В качестве основных направлений работы Вадим Гигин назвал правовую защиту правды о Великой Отечественной войне, присутствие тематики, трагедии и подвига времен Великой Отечественной войны в СМИ, широкую образовательную программу в школах, в учреждениях высшего образования, расследование дел о геноциде белорусского и советского народа в целом, совместные усилия гражданского общества.