Владивосток недаром носит гордое звание Города воинской славы. С первых дней Великой Отечественной Дальний Восток отправил на фронт тысячи добровольцев и сотни тысяч тонн грузов.
Более 200 тысяч приморцев защищали Москву и Ленинград, сражались в Сталинграде и на Курской дуге, форсировали Днепр, освобождали Украину и Белоруссию, штурмовали Берлин, бились за Харбин и Сейсин.
Фронтовики из Приморья и Владивостока были удостоены 230 тысяч боевых наград, 104 из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 16 человек стали полными кавалерами ордена Славы.
Во Владивостоке установлены десятки памятников, посвященных событиям и героям ВОВ. За каждым из них – тысячи имен людей, отдавших свои жизни во имя Победы, за каждым из них подвиг. Эти мемориалы - часть нашего культурного кода и коллективной памяти, это правда, которую на Западе спустя 80 лет пытаются забыть, уничтожая молчаливых свидетелей подвига народа, победившего фашизм.
Мы оживили памятники Владивостока, чтобы они рассказали свои истории, чтобы напомнить о вкладе наших земляков в Великую Победу.
О героях-владивостокцах, погибших в годы Великой Отечественной войны, юнгах огненных рейсов, подвигах трудовых коллективов, о силе духа, воле к победе и любви к Родине – в спецпроекте DEITA.RU "О героях былых времен: ожившие памятники Владивостока".
Часть 1. Памятник танковой колонне «Приморский комсомолец»
Памятник танковой колонне «Приморский комсомолец» у Дома молодёжи уже почти 40 лет напоминает приморцам о том, как поддержка всего народа помогала приблизить долгожданную Победу весной 1945 года. Этот монумент стал не просто символом героизма, но и напоминанием о неоценимом вкладе простых советских людей в победу над фашизмом.
Рождение народной инициативы
Жители Приморья одними из первых начали собирать деньги в Фонд обороны. Был открыт специальный счёт в местной конторе Госбанка, и только в 1941 году приморцы внесли четыре миллиона рублей для постройки бронепоезда «Приморский комсомолец». Эти деньги собрали всего за один месяц. В 1942 – собрали средства на эскадрилью бомбардировщиков «Советское Приморье».
В начале 1943 года жителям края начали новый сбор средств, в этот раз на строительство танковой колонны «Приморский комсомолец». В кассовых документах тех времён хорошо видно, что собирали действительно всем миром: встречаются суммы как в 150 рублей, так и почти в три тысячи. Очень быстро собрали более четырёх миллионов рублей, и уже в начале февраля комсомольцы Приморья обратились к Верховному Главнокомандующему Иосифу Виссарионовичу Сталину с просьбой разрешить им собрать экипажи из числа добровольцев, которые отправились бы в бой на тех самых танках. Просьба была удовлетворена.
Отправка на фронт и боевой путь
Более 300 человек изъявили желание стать танкистами. В своих заявлениях, которые сохранились в Госархиве Приморского края, они просили выбрать именно их: обещали учиться на отлично, перечисляли свои навыки и умения, объясняли, что хотели бы быть похожими на своих отцов, которые уже бьют фашистов.
«…это будет для меня тем венцом счастья, про которое я несколько лет подряд мечтал, – писал секретарю Приморского райкома ВЛКСМ 23-летний комсомолец Владимир Бруенок.
Его имя значится в списке комсомольцев, которых утвердили для формирования экипажей танков. Он стал механиком. Согласно данным электронного банка документов периода Великой Отечественной войны, Владимир погиб в феврале 1944 года, освобождая Украину.
Из сотен комсомольских заявок выбрали 63, в основном это были ребята 18-19 лет. В апреле добровольцы закончили учёбу и получили документы членов экипажей танковой колонны «Приморский комсомолец». Уже в мае 1943 года они отправились сначала в учебный танковый полк, а потом – в 3-ю гвардейскую танковую армию, сражавшуюся на 1-м Украинском фронте. Надо отметить, что, несмотря на то, что деньги на постройку техники собирали по все стране, только из Приморья танковая колонна ушла на фронт вместе с добровольцами.
На фронте приморцы сразу проявили себя. Советские войска тогда форсировали Днепр, гитлеровцы яростно сопротивлялись.
«…Не успели осмотреться, как налетели самолёты и вслед за бомбёжкой начали атаку танки противника. Мы сразу подбили одну машину неприятеля. Но вслед за этим и сами попали под огонь. Снарядом заклинило люк, пробило маслопровод, срезало пулемёт, из которого я вёл огонь, зашибло руки механику-водителю Павлику Пономаренко. Командир спросил: «Ну что, ребята, выходим из огня?» А Пономаренко ответил: «Давайте до конца». Едва подбили второй немецкий танк, как получили сильный удар в левый бортовой бак. Мне пробило голову… начался пожар. Командир танка и башенный стрелок выскочили через башню. Я тоже рванулся: голова горит, кровь заливает глаза. Удалось выскочить…», - вспоминал бывший пулемётчик-радист В.А. Сурков (из книги А.П. Булычева «В бой против фашистов – на своих танках». Владивосток, 2004. С. 77-78).
Боевые машины с экипажами из приморских комсомольцев прошли славный боевой путь: участвовали в освобождении Украины и Польши, сражались под Киевом, форсировали Днепр, штурмовали Берлин и Прагу.
Почти все танкисты «Приморского комсомольца» за мужество и героизм, проявленные в боях, были награждены орденами и медалями. Например, на подступах ко Львову 27-летний механик-водитель Михаил Романов не дал немецкому бронепоезду прорваться в тыл советским войскам. Выведя танк на железнодорожное полотно, он расстрелял состав практически в упор. Михаил был награжден двумя орденами «Красной звезды». К сожалению, из 60 добровольцев домой вернулись только 16 человек.
Создание памятника
В память о молодых героях осенью 1987 года в сквере Дома молодёжи во Владивостоке установили памятник – танк Т-34 на постаменте. На лицевой части постамента – мемориальные доски с фамилиями добровольцев, воевавших в составе танковой колонны. В 2010 году, к 65-летию Победы, памятник отреставрировали. Может казаться, что оригинальный танк Т-34-85 все ещё готов защищать родную землю.
Фото - Государственный объединённый музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.