В Москве открылась выставка народной иконы
В столичном Музее русской иконы им. Михаила Абрамова открылась выставка русской иконописи из собрания коллекционера и мецената Виктора Бондаренко. Почти две сотни памятников, которые до этого дня искусствоведы называли народными, наивными, расхожими, лубочными, массовыми, примитивными… Но куратор проекта Ирина Злотникова нашла термин, который все объединяет и все объясняет - обыденная икона.
Если уж совсем по-простому, то речь об иконах, которые можно было увидеть в красном углу крестьянских изб, купеческих и мещанских домов. Самые древние памятники относятся к XVII веку, самые "молодые" - датированы веком XX.
Что сразу бросается в глаза? Русские "невеликие мастера" не стеснялись трактовать библейские сюжеты на свой лад, даже если за первоисточник брались шедевры Рафаэля или Бруни. Настоящий хит экспозиции - образ "Богоявление Господне (Крещение Христово)", писанный художником Русского Севера приблизительно в конце XIX века по паломнической евлогии, то есть, по иконе, которую на Святой Земле продавали как сувенир.
Экскурсоводы называют ее "милотой". Всматриваемся - у Христа крестообразно сложены руки, а голова склонена влево, Иоанн Предтеча трогательно прижал к себе одеяния Христа, ангелы держат плат, святой дух почему-то больше напоминает ворона, чем голубя, и кругом кущи пышных дерев и кустарников, все яркое и радостное. Никаких поводов для печали, только - умиление.
"Самое потрясающее свойство обыденной иконы - она вызывает мгновенную эмоциональную реакцию зрителя, - объясняет Ирина Злотникова. - А дальше все зависит от самого зрителя. Отсюда и название выставки - "Красота в глазах смотрящего".
"Когда я полюбил обыденную икону, я все время спрашивал моих соратников - я деградировал или эволюционировал в своих вкусах? - объясняет Бондаренко. - Но сегодня, глядя на экспозицию, сомнений не осталось - это эволюция".
А вот так называемая "расхожая икона": кустари Палеха, Мстеры, Холуя "клепали" их с такой скоростью, что на досках не успевала высохнуть краска. Сказывалось это на художественном качестве? Конечно. Но Злотникова так раскрывает суть примитивной иконы - чем проще рисунок, тем больше смыслов. Образ "Распятие Христово с разбойниками и предстоящими" - из слободы Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии. И пейзаж, и лица - русские, что у разбойников, что у тех, кто молится о вечной жизни. Рядом - образ Христа, называемый в народе "Харьковским Спасом", копии этой иконы неизвестного борисовского "красочника" украшали храмы от курской Суджи до сумской Ахтырки - сохранились ли? Ангелы собирают кровь из ран Христа, и дискос, на котором стоит Господь, тоже наполнен кровью… Между прочим, икона конца XIX века.
Встретиться с обыденной иконой можно совершенно бесплатно до конца июля. Чего не стоит забывать - выставка "Красота в глазах смотрящих" иллюстрирует научное открытие. Это увесисто доказывает одноименный трехсотстраничный каталог под редакцией Бусевой-Давыдовой - доктора искусствоведения, академика Российской академии художеств. По ее мнению, этим в истории отечественного иконописания закрывается большая лакуна. По крайней мере, считаться с этими наивными и добродушными изображениями святых в окружении очаровательных лошадок, птиц и ангелов - теперь придется даже серьезным ученым.