Роман Карманов: "Наша главная задача – держать фокус на ценностном содержании проектов креативных индустрий"
На первом заседании предложено законодательно ввести понятие "ценностно-ориентированных креативных индустрий", идею поддержали члены подкомиссии. Также подняты вопросы важности распространения региональных практик, в настоящий момент внедренных в разных регионах России, определения стандартов поддержки креативных индустрий на местах. Участников заседания приветствовал заместитель начальника Управления Президента РФ по общественным проектам Александр Журавский. "Это, прежде всего, подкомиссия Госсовета, это ключевая рамка сегодняшнего обсуждения, потому что Госсовет объединяет глав субъектов Российской Федерации и призван объединять и масштабировать региональный опыт, который формируется на местах и потом становится притягательным для федерального центра. Мы видим массу региональных проектов, которые становятся методологически привлекательными для всех субъектов РФ. Поэтому, регионы сегодня – это ключевые места, где формируются подходы к поддержке креативных индустрий. В 309-ом майском указе Президента РФ, который является основополагающим документом для стратегирования любых инициатив в нашей стране, указано, что к 2036-ому году институты развития в сфере культуры, искусства, народного творчества должны поддерживать не менее 80% проектов, которые соответствуют традиционным духовно-нравственным ценностям", – отметил он. Российские регионы, добавил Журавский, давно формируют собственную повестку в продвижении креативных программ и проектов, опираясь на местные исторические, национальные и культурные особенности, действуют законодательные и нормативные акты, регулирующие сферу креативных индустрий. Содержание этих документов часто ориентировано на экономическое развитие и поддержку КИ в целях достижения экономического роста. Тема социокультурной значимости проектов при этом не всегда получает должное отражение. Этот вопрос и призвана решить работа новой подкомиссии. Оценка вклада креативных индустрий в развитие региона должна осуществляться не только с точки зрения экономического эффекта, а с точки зрения ценностного содержания и вклада в культурное развитие и духовно-нравственное воспитание. Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив, председатель подкомиссии, заявил: "Наша главная задача – держать фокус на ценностном содержании проектов креативных индустрий. Все проекты, получившие поддержку Президентского фонда культурных инициатив, соответствуют духовно-нравственным ценностям, имеют ценностную ориентацию. Тематические направления конкурсов это полностью отражают. Недавно в форму заявки на грантовый конкурс мы внесли необходимость отметить одну или несколько из 17 ценностей, которым соответствует проект, претендующий на поддержку. Прежде всего это сделано, чтобы люди внимательно знакомились с содержанием 809-го Указа. Сейчас на первом месте, по данным аналитики, находится историческая память, патриотизм, высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным". Роман Карманов также привел серию примеров проектов, поддержанных ПФКИ, все они – ценностно-ориентированные. Он добавил, что в продолжающемся музыкальном отборе от ПФКИ отдельное внимание уделяется работам, наполненным нравственными смыслами. Еще одно направление работы созданной подкомиссии – систематизация информации и обмен опытом между регионами в части лучших и успешных практик. "Важно переместить уже имеющиеся посылы в сфере ценностной ориентации креативных индустрий в практическую плоскость", – отметил Игорь Михеев, заместитель председатель комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Культура и традиционные духовно-нравственные ценности». Заместитель министра культуры РФ Жанна Алексеева привела примеры того, как школы креативных индустрий, открытые в разных регионах страны, становятся драйверами развития креативных индустрий в части их содержательного наполнения. Участники заседания отметили, что развитие креативных индустрий во многом зависит от того, чтобы ключевые игроки разделяли духовно-нравственные ценности. Илья Кузьменков, главный редактор радио "ВЕРА", отметил: "Вопрос в целеполагании тех, кто это делает, в самом общественном контексте. Я верю, что общество будет создавать контекст, внутри которого будут развиваться проекты просветительские, миссионерские, культурные, а не развлекательные. То есть культура будет пониматься как служение". Тезис, озвученный в начале заседания о необходимости введения понятия ценностно-ориентированных креативных индустрий, подчеркнул и заместитель Губернатора Нижегородской области Олег Беркович: "Проектируя события в регионе, мы всегда сразу выстраиваем событийный каркас, это огромное количество мероприятий, которые "потягиваются" к 809 Указу Президента РФ, только после этого ищем для них финансирование, партнерскую поддержку. В регионе, например, открыт проектный офис Президентского фонда культурных инициатив, его сотрудники объясняют потенциальным грантополучателям, какие ценности должны быть отражены в заявке. Проектные офисы Фонда становятся "первичным фильтром", работающим не только на качество заявки, но и на ее содержание. В заявке, таким образом отражен весь ценностный ряд, именно в наши ценности "погружается" проект". Спикер также обозначил несколько ценностно-ориентированных проектов, которые реализуются в Нижегородской области, например – Международный финал экологического искусства, фестиваль медиаискусства, проект "Музыка балконов". Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, народный артист России Николай Бурляев, отметил: "ПФКИ – реальное подспорье нашей культуре. Поддерживать государство должно то, что соответствует нашим традиционным духовно-нравственным ценностям. Но крайне важно, чтобы законодательно было прописано, что государство будет выделять финансирование только на ценностно-ориентированные проекты". Особое внимание на заседаниях подкомиссии планируют уделить адаптации и вовлечении в мирную жизнь участников СВО с помощью креативных индустрий. Будет разработана система информирования участников специальной военной операции о возможностях региональных креативных индустрий, а также вхождения в уже действующие креативные практики. Этой теме посвятят отдельное совещание подкомиссии. Любовь Солдаткина, начальник департамента патриотической работы, работы в общественными организациями фонда "Защитники Отечества", подчеркнула: "Отлично, что сейчас создается система по вовлечению ветеранов в креативную деятельность, это очень важное направление работы. Мы должны поддерживать проекты, которые станут инструментом укрепления культурного суверенитета России. Но важно подумать над тем, чтобы наши креативные индустрии были "экспортируемыми", транслировались и за пределами нашего государства". В ходе заседания подкомиссии поступило предложение провести следующее обсуждение в рамках Российской креативной недели.