Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Мощно, ярко, необычно: фоторепортаж со всех локаций фестиваля INTERVALS в Нижнем Новгороде

Уже в восьмой раз в Нижнем Новгороде проходит фестиваль медиаискусства INTERVALS (0+). В этом году в нем задействовано 17 городских локаций. Знаковые здания и сооружения, а также ряд внутренний пространств превратились в полотна для творчества художников из разных стран.

Фестиваль и всего его локации посетили и корреспонденты ИА «В городе N».

Как рассказал сооснователь и генеральный директор студии Dreamlaser, генеральный продюсер INTERVALS Андрей Тубольцев, в этом году задействованы локации не только в центре города, но и в других районах. Темой фестиваля стали «Траектории».

Уже восьмой год подряд мы открываем двери для любителей и ценителей медиаискусства. Мы рады, что фестиваль посещает большое количество зрителей. В этом году в нем принимает участие невероятное количество художников из разных стран — Великобритании, Испании, Тайваня, Франции, Венгрии, Турции, Японии. Для нас важно, что фестиваль поддерживают. Ждем большое количество зрителей, — сказал Тубольцев.

Так, в число новых локаций в этом году вошла «Башня Крекинга» в Московском районе.

Мы ушли из центра города, чтобы показать что-то новое нашим зрителям. Нижегородцев ждут и музыкальная, и образовательная программы, — отметил Тубольцев.

Световые инсталляции нижегородцы могли увидеть и в уже хорошо знакомых местах. В выставочном пакгаузе на Стрелке свою работу представили художники Масаидов, Захарова и группа Lym Art. Зрители увидели инсталляцию под названием «Стая/Инкубатор». Она стала своеобразным экспериментом: помимо аудиосветовой составляющей авторы включили в свою работу элементы перфоманса и робототехники. Они создали в пакгаузе лабораторию, населенную механическими собаками. Художники управляли ими с помощью специальных шлемов, подавая команды.

Суть эксперимента — деконструкция человеческого сознания и перенос его фрагментов в робособак, — отметили авторы.

Правда, механические животные не всегда слушались своих «владельцев» и постоянно норовили убежать за ограждение к зрителям. Хотя, возможно, так и было задумано.

Сразу несколько авторов показали свое творчество в нижегородском планетарии. «Холстом» для их творчества стал купол в Большом зале. Сначала посетители увидели работу художницы из Венгрии Kati Katona под названием Substratum. Она постаралась показать процесс эволюции личности и самопознания.

Эта работа приглашает нас прорваться через ограничения и начать поиски трансцендентности и соединения с чем-то большим, чем самость, — отметили организаторы.

Однако некоторые посетители отмечали, что инсталляция им больше напомнила снежный шар изнутри.

Второй работой, которую увидели посетители планетария, стало произведение студии Ouchhh из Турции. Работы называется Homeomorphism. Авторы постарались перенести абстрактные визуальные представления о природных ландшафтах на примитивные объекты. На создание инсталляции их вдохновил пейзаж Нью-Мексико.

Российская студия Knife представила в планетарии проект Hypnos, посвященный снам. Получился своеобразный мини-фильм, где яркие позитивные образы сменяются ночными кошмарами.

Зрители увидели и сны о далеких планетах, и пугающие моменты. Авторы инсталляции постарались отразить разные стороны непознанного явления.

Медиахудожница из Турции Eylül Alıcı создала для фестиваля работу Black Hole. Еще одна «космическая» инсталляции гармонично вписалась в пространство планетария. Автор представила в художественной форме информацию о слиянии черных дыр.

Традиционно одной из локаций фестиваля стала и Нижегородская ярмарка. В павильонах также демонстрируются сразу несколько инсталляций. В Гербовом зале работы представили дуэт AMIANGELIKA & 1100 из Великобритании и группа POST SCRIPTUM. Их творчество посвящено мимолетности мысли, памяти и времени.

Своими соавторами художники сделали зрителей, которые могут контактировать с инсталляцией. При движении рук перед экраном на поверхности появляются изображения, похожие на чернильные штрихи.

Группа IF Archive создала для фестиваля проект «Светомузыка — это просто». Ее можно было увидеть в фойе перед Гербовым залом.

В павильоне № 2 кинетическую инсталляцию под названием ELEVATE представили Т-Банк и dreamlaser. Работа объединила свет, движение и контент, гармонирующие друг с другом.

Перед зданием павильона № 1 также можно было увидеть инсталляцию от «Самолет» и «Торпедо».

Кроме того, на Ярмарке демонстрируется проект «Яндекс 360». В создании иммерсивного объекта тоже могут поучаствовать зрители.

Впервые одной из локаций фестиваля в этом году стал Мытный рынок. В торговом павильоне представлены работы лаборатории цифрового искусства Radiante Light Art Studio из Испании и отечественных «Азъ Есмь» и «Технопарк».

В Никольской башне Нижегородского кремля зрители могут увидеть инсталляцию Rotor от группы Radugadesign. Это своеобразный эксперимент, основанный на восприятии света, звука, пространства и времени. Работа представляет собой вращающийся механизм. На экранах также можно прочитать, как она создавалась. 

Не новой, но уже полюбившейся нижегородцам и гостям города локацией стало мультимедиа-арт-пространство «Цех*». Там представлена работа тайваньского художника Aka Chang. Его инсталляция называется Being Somewhere, Sometime. Она привлекает внимание тем, что здесь задействованы не только свет и звук. Центральным персонажем работы является человек, то есть, также присутствуют элементы перфоманса.

В Александровском саду свою работу представил коллектив из Франции 1024 architecture. Она получила название Beacon of Light, что можно перевести как «маяк» или «луч света». Тонкие зеленые линии по кругу поднимались в небо, составляя геометрические узоры. Некоторые из них могли напомнить нижегородцам гиперболоидные башни Шухова.

Нити света пронизывают тьму. Они тянутся к небу, за пределы всего, что мы можем видеть. Арка за аркой, как будто сам город поднимает свой взгляд, стремясь к чему-то бесконечному, — сказали авторы про свою инсталляцию

В сквере у Чкаловской лестницы можно увидеть работу Akiko Yamashita — японской художницы, живущей в Лос-Анджелесе. В Нижний Новгород она привезла проекционную инсталляцию Perfectly Imperfect (то есть «Совершенно несовершенный»). В ней художница вдохновляется философией ваби-саби, которая учит ценить несовершенство и непостоянство природы. Деревья в сквере подсвечиваются, становясь холстом, изменяющимся с каждым дуновением ветра.

Объединение Black April — художники Слава SAF и Артур Софин — известны своей работой с искусственным интеллектом и инсталляциями, посвященными исследованию взаимодействия человека и цифровой среды. На фестивале в этом году они представили интерактивную инсталляцию In v-v //. Она размещена на внутренней части кремлевской стены между Ивановской и Белой башнями. На нее транслируются фигуры людей, которые сменяются абстрактными изображениями. В In v-v // искусственный интеллект анализирует данные о присутствии зрителя, превращая его движение в череду цифровых трансформаций.

Визуальный ряд реагирует в реальном времени, переходя от физического пространства к метафизическому и показывая, как ИИ переосмысляет нашу реальность, — объяснили организаторы.

Фасад бывшей фабрики «Маяк» — пожалуй, одна из самых знаковых локаций фестиваля INTERVALS. В этом году на нем традиционно был представлен 3D-мэппинг. Нижегородцы и гости города увидели работы десяти художников и студий, которые попали в финал опен-колла IF Pulse: pampam, Ивана Ганина, студии «Атмосфера», Gutor Pro Generative, [noiz], Content Production & Anton Anru, Марфы Радины, mew studio, PSI и SKGPLUS из Китая.

В небольшом старинном помещении в здании Блиновского пассажа на Рождественской, 24 разместила инсталляция Lighthouse, в переводе с английского — «Маяк». Ее создала международная студия мультимедиа и интерактивного дизайна Talking Birds & Flying Fish в коллаборации с музыкальной студией Beverly Pills Production. В центре помещения стоит зеркальная конструкция, от которой отражаются световые лучи, рассеивая тьму.

В этом году организаторы фестиваля Intervals расширили список локаций и включили в него кроме традиционных точек нестандартные и даже совсем удаленные от центра города (как и обещали в прошлом году, начали использовать объекты в нижней части). К примеру, на Мещерском озере появилась инсталляция «Водные проекции», созданная тремя разными медиахудожниками, включая российскую команду, французов и немцев. Объект представляет собой струю воды, бьющую фонтаном вверх, на которой появляются различные проекции. В своем произведении французский художник Jérémie Bellot показал огромный глаз, который потом трансформируется в технический элемент или портал. Еще были яркие проекции в виде геометричных цветов и абстрактных фигур.

Следующий объект необычен по всем параметрам: его использовали впервые, он находится в бывшей промзоне, а еще выглядит как Колизей! Речь идет о башне крекинга в Московском районе. Вероятно, эта локация может стать одной из самых любимых у нижегородцев. Зрители были в восхищении.

Команда нижегородцев и организаторы фестиваля dreamlaser создали аудиовизуальную инсталляцию в заброшенном индустриальном объекте. Огромная, в пять этажей, башня будто пытается показать, как она «жила», когда еще функционировала, какие в ней проходили производственные процессы. Эффект присутствия художники создали за счет проникающего сквозь окна мерцающего света, звука и дыма.

«Башня крекинга» активирует индустриальное прошлое. Это не реконструкция, а перезапуск — шум, вибрация, ритм, как эхо того, что было и того, что могло быть, — так описывают инсталляцию сами ее создатели.

Находится локация достаточно далеко, но на месте координируют волонтеры фестиваля. В атмосферу промышленного района погружаешься сразу, пока идешь до башни. Тусклые фонари у бетонных заборов, трамвайные рельсы, лай собак и складские помещения — все это добавляет, настраивает заранее на знакомство с новым объектом фестиваля.

Следующие две работы находятся на Стрелке и Нижегородской ярмарке. В этом году фасад главного ярмарочного дом окрасился в разноцветные проекции и видеоряды. В некоторых творцы поэкспериментировали с самой архитектурой исторического объекта и буквально «заставили» его шевелиться и менять форму, в других картинка была футурстичная. На лицевой стороне здания появлялась большая голова робота.

А на мысе на Стрелке, в месте слияния Оки и Волги, установили цилиндрическую структуру с двенадцатью лепестками, отсылающими к циферблату. Многогранный объект с множеством экранов становится абстрактным образом устройства времени. Получилась довольно медитативная и спокойная локация с аудиосопровождением. Вытянутая объемная фигура красиво вписалась в ночное пространство между пакгаузами и Шуховскими башнями с одной стороны и невероятно красивым, притягивающим внимание берегом на другой стороне реки. Эта инсталляция была создана также нижегородской командой dreamlaser.

В 2025 году в фестивале принимают участие и начинающие художники. Мы впервые провели open call. В нем поучаствовали около 400 человек. Цель фестиваля — не только показать работы известных современных авторов, но и попытаться открыть новые имена, помочь раскрыть потенциал начинающих художников, — заявил сооснователь и коммерческий директор dreamlaser, генеральный продюсер INTERVALS Денис Чучко.

Куратор фестиваля, креативный продюсер компании dreamlaser Анна Гагарина добавила, что проект многие любят и ждут в течение года.

Для нас это была большая ответственность. Невероятное количество талантливых художников мечтает попасть на INTERVALS и стать его частью. Созданием фестиваля занимается команда настоящих профессионалов, они на протяжении нескольких месяцев делают то, что зрители будут видеть четыре дня, — сказала она.

Посетить локации фестиваля нижегородцы и гости города смогут до 27 апреля включительно.

Авторы: Надя Кей, Аня Долинина, Анастасия Гореловская