Глава новгородского минтранса Константин Куранов: «ВСМ принесет разные плюсы жителям Новгородчины»

Что новгородцы получат от ВСМ Константин Сергеевич, в Новгородской области давно говорят о том, что ВСМ (высокоскоростная железнодорожная магистраль) между Москвой и Петербургом, которая пройдет через наш регион, будет крайне полезна для него. А в чем эта польза будет проявляться для экономики и для жителей? — Магистраль принесет разные плюсы жителям. Но никаких минусов не будет точно. Длина трассы через Новгородскую область составит 202 километра, она пройдет через три муниципалитета: Окуловский, Маловишерский и Новгородский округа. У нас у единственных из субъектов на пути следования будут построены сразу две пассажирские станции – «Валдай» и «Великий Новгород». Также предусмотрено строительство двух технических станций. В первую очередь, ВСМ даст увеличение рабочих мест. Более 1000 человек будут вовлечены на этапе постройки и обслуживания объекта. Могу сказать, что все профильные специалисты, с инженерным и строительно-монтажным опытом смогут принять участие в реализации исторического проекта. Второе важнейшее направление – туризм. Коллеги с Минэкономразвития прогнозируют, что пассажиропоток на железных дорогах от сегодняшнего планового в 400 тысяч вырастет до миллиона уже к 2030 году. Это будет миграционно-рабочий поток, туристический. Потенциал огромнейший. Если потребителей становится больше, то все виды экономики растут – от обслуживания до производства. Какая планируется частота поездов? — На сегодня у нас плановые цифры такие – это 41 состав, два из которых те, на которых будет производиться тестирование на участке Москва – Тверь. По количеству остановок на территории Новгородчины пока планируется следующее: порядка 12 остановок в день. Тактовое движение будет позже отрегулировано под фактическую потребность пассажиропотока. При этом «Ласточки» никуда не денутся. Для ВСМ идет строительство абсолютно новых путей. Получается, количество поездов через нашу область только вырастет. ВСМ будет тесно сопряжена с другой транспортной инфраструктурой – особенно в Великом Новгороде и Новгородском округе. Как она будет трансформироваться? — У нас будет новый вид сообщения до станции «Великий Новгород» под Подберезьем. На сегодняшний день она удалена от города. И у нас в соглашении прописано, что коллеги из РЖД обязуются построить подъездной путь с основного хода Октябрьской дороги Новгород – Чудово с ответвлением к планируемой станции ВСМ в Подберезье («Великий Новгород»). То есть люди будут садиться в «шаттл» на новгородском вокзале, за полчаса беспрепятственно добираться до станции ВСМ «Великий Новгород». Там уже пересадка за 10-15 минут на скоростной поезд. Получается весь путь до Петербурга займет примерно один час десять минут. Что до автобусного сообщения, то там будем смотреть в дальнейшем – нужны ли дополнительные маршруты как в сторону Чудова, так и в сторону Новгорода. Это же касается и станции «Валдай». И мы планируем запуск общественного транспорта и в сторону Боровичей, Валдая, Окуловки. Вся инфраструктура в виде парковок, общественных зон, такси, СИМ, будет создана. Будут ли локализованы в Новгородской области какие-то предприятия, которые будут участвовать в создании ВСМ? — Подрядчик по инфраструктуре будет базироваться в ОЭЗ. На этапе производства будет задействовано большое количество людей. Более 10 млрд рублей составят инвестиции. И в дальнейшем, после строительства основного хода, на базе этого предприятия будут производить железобетонные изделия, которые будут снабжать всю страну. Подвижной же состав будет собираться в Екатеринбурге. Новая схема транспорта и дефицит водителей автобусов Будет ли меняться маршрутная сетка общественного транспорта Великого Новгорода? Ведь город активно меняется, районы растут, появляются новые пространства. — Сначала стоит сказать, что такое маршрутная сеть. Это инфраструктура в виде дорог, по которым ходит общественный транспорт. Мы начали строительство продолжения Большой Московской с дальнейшим выходом на Деревяницкий мост. Это позволит нам полностью разгрузить державинское кольцо и колмовское направление. Мы должны закончить работы и ввести дорогу в эксплуатацию до 1 сентября 2026 года. Эти два километра существенно разгрузят уже имеющиеся дороги. Основные транспортные потоки в рабочее время у нас тянутся в сторону «Акрона» и очень хорошо развивающейся особой экономической зоны «Новгородская», а также других крупных предприятий на Софийской стороне. На ней же идет основная жилая застройка. Это значит, что нам нужно делать больше объездных дорог, которые позволят разъезжаться до выезда на кольцевые пересечения. Увеличение потока за ближайшие три года планируем в Деревяницах, ведь там скоро будут новые школа, садик, ФОК, торговый центр. Мы будем обязаны запустить сквозное движение через район. Второй важный для нас объект – это участок, связывающий Григорово и Сырково, где подразделение МВД. Это позволит жителям выезжать на Лужскую трассу напрямую, не заезжая на городские улицы. По планам через три-четыре года ОЭЗ «Новгородская» из-за увеличения количества резидентов будет равна «Акрону» по численности сотрудников. Появится огромный кластер. Поэтому думать о том, как связать ее с городом общественным транспортом, нужно уже сейчас. Если говорить о, так сказать, старой части города, то в вопросе изменения сетки движения там мы ущемлены плотностью застройки – расширение дорог у нас здесь физически невозможно. Насколько остро стоит вопрос с дефицитом водителей и других специалистов в сфере общественного транспорта в Великом Новгороде? — Сегодня у нас есть кадровый недостаток водителей, он составляет порядка 30 %. Мы пытаемся максимально привлечь внимание к этой профессии, с директорами предприятий поднимаем заработную плату. Но когда сегодня IT-направление у нас дает доход в два-три раза больше, чем водитель автобуса, то молодые люди это видят и делают выбор не в нашу пользу. Средний возраст сотрудников на трех основных предприятиях, осуществляющих перевозки, это 55 лет. Молодых практически нет. Наша основная задача – вовлечь молодежь в отрасль. И сделать так, чтобы она там оставалась. Дефицит кондукторов около 25 %. Поэтому где-то переходим на бескондукторную оплату. Содержание трасс, пригородный транспорт и проблема электросамокатов Ждать ли новгородцам изменений в работе общественного транспорта между муниципалитетами и в сообщении с другими регионами? — В вопросе пригородных, межгородских и межрегиональных перевозок мы ориентированы на спрос от населения. Перевозчики категорически заинтересованы в том, чтобы люди пользовались автобусами. Нас граждане иногда просят, чтобы мы организовали заезд автобуса в какой-то населенный пункт или вовсе сделали отдельный маршрут. Но тут главное, чтобы были люди, кто бы этим всем пользовался. Если найдутся пассажиры, которые будут пользоваться маршрутом, то мы приложим все усилия для его запуска. Но, к примеру, нас недавно попросили сделать автобус между двумя муниципалитетами для транспортной доступности студентов. Мы провели опрос среди учащихся, узнали, будут ли они пользоваться таким транспортом на постоянной основе. Оказалось, что готовы три человека. А в пабликах пишут после этого, что правительство не слышит нужд населения. Не стоит путать общественный транспорт с услугами такси. В Великом Новгороде не первый год остро стоит вопрос с «лихими» электросамокатчиками, который мешают как пешеходам, так и автомобилистам. Обычно по этой проблеме выступает новгородская мэрия. Но как министерство включается в ее решение? — На территории города у нас больше тысячи электросамокатов. Перевозчикам же категорически все равно, кто использует их СИМ. Поэтому мы с мэрией приняли решение разработать порядок мест размещения электросамокатов. Дальше город обязуется контролировать то, как паркуют СИМ. Если сотрудник ответственной организации увидит, что самокат где-то валяется, он фотографирует это и отправляет перевозчику. На устранение нарушений дается ограниченное время. Если не успеют, транспорт вывозят на штрафстоянку. Так перевозчики будут заинтересованы в том, чтобы соблюдать установленные правила работы. Эту схему мы будем использовать в этом году. Но не стоит забывать, что разбрасывают самокаты все-таки люди. Поэтому каждому из нас стоит начать с себя лично. Фото: ФедералПресс / Матвей Николаев, Елена Майорова, Полина Зиновьева

Глава новгородского минтранса Константин Куранов: «ВСМ принесет разные плюсы жителям Новгородчины»
© РИА "ФедералПресс"