Галерея FINEART показала художников, которые предсказали искусство следующего поколения

Выставка «Созвездие Х» приурочена к 80-летию пионера российского медиа-искусства Константина Худякова, но по факту рассказывает историю целого поколения художников-бунтарей, которые вышли за рамки официального искусства и расширили границы возможного на художественной сцене. Проект собрал «теплый круг» друзей – учителей, учеников, близких, единомышленников Константина Худякова. Тех, кто вошел в орбиту мастера, изменил траекторию его полета, представил будущее, которое сегодня уже – настоящее.

Галерея FINEART показала художников, которые предсказали искусство следующего поколения
© Московский Комсомолец

Во дворе Винзавода публику встречает афиша с портретом Константина Васильевича в стиле киберпарк. Из головы художника торчит желтая трубка, красный шар, в щеку врезается синий тетраэдр. Кажется, на нем фантастический шлем виртуальной реальности следующего поколения (без очков, встроенный прямо в мозг). Это работа ученика Худякова – саратовского художника Антона Батишева, который работает в стиле диджитал-арт и специализируется на оптических иллюзиях (оп-арте). Тема смены оптики в современном искусстве в последнее время набирает обороты и все больше становится приметой времени. Худяков и его ученик Батишев нащупали направление движения давно, тем самым предвосхитив будущее искусства. Как и каждый из 16-ти участников выставки.

В галерее афиша оживает – на большом экране тот же портрет крутится вокруг своей оси на фоне черного виртуального пространства с зеленой пространственной сеткой. Видео-работа в духе фильма «Матрица» напоминает о том, что Константин Худяков был первым из отечественных художников, кто начал экспериментировать с медиа-искусством. Задолго до того, как мобильный телефон, интернет и персональный компьютер стали частью бытовой жизни, он делал революционные шаги на поле цифрового искусства. Худяков стал первым в Советском Союзе художником, который сделал диплом в виде фантастического фильма. Ради него он построил в подсобке МАРХи Город будущего – макет промышленно-жилищного комплекса из бумаги, где легко считываются идеи конструктивистов, которые тут вышли в новую пространственную и умозрительную плоскость. На видео, снятом на камеру «Экран-4», по городу будущего летала тарелка НЛО. Ее Худяков тоже «сочинил» из бумаги и привязал на волос супруги Марины (она тоже художник, как и дочь Саша), который в отличие от лески не виден в кадре, так что создает ощущение нереальной реальности происходящего. Впервые за долгие годы этот фильм был показан на недавней выставке Константина Худякова в центре современного искусства «М'АРС», основанного в 1988 году художником и его друзьями, многие из которых стали участниками «Созвездия Х» на Винзаводе.

Однако в FINEART центральной работой стало другое произведение Константина Худякова – с сакральным смыслом. Ее художник специально создал для проекта «Созвездие Х», оттолкнувшись от божественной темы, которую изучал годами. Версия «Тайной вечери» была представлена на 54-й Венецианской биеннале в 2011-м и стала тогда откровением. Созданная в нескольких цифровых программах с помощью ультрахромной печати на холсте картина изображает стол с излучающими свет ликами 12 апостолов и Христа. Это жёстко выстроенная метафора последнего тайного ужина Иисуса в кругу своих единомышленников. Каждый лик – в полиэтиленовом пакете с жидкостью, словно рыбка с птичьего рынка. Из своего личного пространства-вакуума-воды они ведут молчаливый разговор под Луной – о вечном. Произведение стало продолжением известного цикла художника «Предстояние/Deisis».

Вместе с этой работой представлен стерео-бокс Худякова с изображением Карла Маркса – с дыркой от пули во лбу и вылетающей изо рта пулей. С актером, который сыграл теоретика коммунизма, Худяков познакомился в Венеции и прямо там сделал серию его фотографий, позже переведенных в 3D. Оказалось, что он действительно дальний родственник Маркса и не просто так похож на него как две капли воды. Походя к работе, зритель вглядывается в черную бездну, слово в «Черный квадрат» Малевича, а потом из нее возникает неубиваемый Маркс. Какое-то божественное проведение, скажите вы, удивляясь такому сплетению идеологий. И будете правы. На выставке «Созвездие Х» действительно удивительным образом соединилось божественное и человеческое, разные стиль и убеждения. Эта история, рассказанная произведениями многомерных авторов, – как раз о переплетении неслучайных случайностей и проведения. Встреча с каждым из представленных художников начиналась для Худякова со удивления и восхищения творчеством и выливалась в совместные проекты и крепкую дружбу.

Один из ближайших друзей Худякова – Сергей Шаров (ударение на первый слог). Он тоже учился в МАРХи, но на два курса старше. Был звездой факультета, модным франтом, талантливым и многообещающим художником. Подружились они позже – когда Худяков к собственному удивлению стал главным художником Музея Ленина, самого консервативного из всех возможных. И это после того, как его чуть не отчислили за показ авторского бунтарского фильма, отсылающего к событиям в Чехословакии 1968 года, и участия в выставках Горкома художников-графиком на Малой Грузинской, освещавшихся западными СМИ. Шаров стал главным художником Музея Маркса и Энгельса и пришел заново знакомиться с коллегой, так их судьба соединила на всю жизнь.

15 лет назад у Сергея Александровича случился приступ, он перестал выставлять и ходить по вернисажам. Сейчас он передвигается с помощью ходунков. Но ради этого проекта достал свои самые сокровенные произведения из «долгого ящика», тщательно отполировал, поучаствовал в монтаже и пришел на вернисаж. Он представил несколько арт-объектов и картин с изображением швейных машинок. Дело в том, что мать художника была швеей и для него образ швейной машинки – нечто большее, чем символ, который препарирует и сшивает реальность по-новому. За ним стоит личный нарратив, выросший из детства. Наверное, поэтому каждая разрезанная и пересложенная машинка имеет мощный энергетический и концептуальный заряд. Взять хотя бы арт-объект под названием «Самоанализ», где мы заглядываем в самую суть швейной машинки, распиленной надвое и отполированной изнутри до слепящего блеска. Такие арт-объекты и картины, написанные глубоко и скрупулезно, словно творил художник эпохи Возрождения, окружают галерейную колонну. А за ней можно найти сюрреалистическую работу Сергея Шарова, где большой дирижабль плывет между величественных зданий в стиле неоклассицизма, а под ним темная плоскость, куда можно заглянуть и увидеть трехмерное стерео-пространство с бытовой и в тоже время фантастической реальностью. Работы Шарова, где сходятся разные эпохи и идеи, разместились аккурат напротив «Тайной вечери» Худякова.

На той же колонне, над концептуальной швейной машинкой Шарова, можно найти работу учителя Худякова – небольшой натюрморт с изображением птицы кисти Виталия Скобелева. Он преподавал на кафедре живописи Московского архитектурного института и привёл ученика в группу «Двадцать московских художников», ставшую легендарной благодаря выставкам в подвалах Горкома художников графиков на Малой Грузинской. Мало, кто сегодня помнит, что именно на основе макета-идеи Виталия Скобелева разработан и реализован проект здания СЭВ на Новом Арбате, который оказался в центре внимания последний дней из-за угрозы сноса. Скобелев писал в стиле «метафизического реализма», был своего рода русским Дали, при этом мыслил масштабно, работая в Моспроекте-2 над большими архитектурными проектами, вроде СЭВ. Ему была уготована недолгая жизнь – он ушел в 1984 году в 46 лет. Но оставил целую плеяду учеников, в которых продолжилось его творческое кредо. 

Еще одна фигура в искусстве и жизни главного героя проекта – скульптор Александр Рукавишников. Когда-то давным-давно Худяков пригласил его сделать скульптурную композицию из 150 фигур в одном из филиалов Музея Ленина, и этот опыт вылился в многолетнюю дружбу. Рукавишников представил на выставке сакральную скульптуру «Древний храм» в виде женской фигуры, отсылающей к легендарной Палеолитической Венере. А еще – почти абстрактную скульптуру «Борьба» и бюст Энди Уорхола – иконы американского поп-арта с русскими корнями, для которого последней знаковой работой стала «Тайная вечеря». Рукавишников был одним из основателей М’АРСа, вместе с Андреем Костиным и Юрием Мироновым, чьи работы тоже вошли в «Созвездие Х». С Евгением Семёновым и с Юрием Купером Худяков познакомился уже на заре ХХI века, сначала очаровавшись их творчеством, а потом подружившись в реале.

Особое место заняли на выставки работы давних подруг юбиляра – Натальи Нестеровой, Татьяны Назаренко, Ольги Булгаковой, постоянных участниц выставок в галерее М’АРС на Малой Филёвской. Представлены на выставке две работы Марии Эльконины – художницы из знаменитой творческой династии. Ее отец Виктор Эльконин входил общество «Четыре искусства» 1920-30-х годов, членами которого были Кузьма Петров-Водкин, Владимир Фаворский, Лев Бруни, Нина Нисс-Гольдман, Иван Жолтовский, Алексей Щусев, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян. А позже Виктор Эльконин занимался монументальной живописью и входил в состав руководителей Мастерской монументальной живописи. Для Худякова Эльконины – фигуры, связывающие поколения и стили, символ нелинейности времени и пример того, как мыслить масштабно, что очень пригодилось ему во время работы в Музее Ленина. Мария Эльконина не раз выставлялась на «островке свободы», каковым была одна из первых галерей современного искусства М’АРС, и в то же время ее работы показывались в Третьяковской галерее (на выставке как раз произведения, когда блиставшие в ГТГ).

Одним из символов движения, сделавшего современное искусство массовым и популярным, стала «Очередь» Алексея Сундукова, участвовавшего в создании одного из филиалов Музея Ленина под руководством Константина Худякова. Зритель видит бесконечную очередь с уровня горизонта и эта толпа, выстроенная в линию, создает магический эффект геометрии жизни. Такие же очереди когда-то стояли в Горком художников-графиков на Малой Грузинке. Еще один старый товарищ – Сергей Симаков. Когда-то он тоже был революционером в искусстве, а в начале 1990-х ушел в религию и стал священником. Сейчас его зовут Игуменом Рафаилем, он настоятель храма Михаила Архангела, что в бору, под Угличем. Другой давний друг – художник Александр Ситников, супруг Ольги Булгаковой, добавил концептуальному проекту ощущения «действительности видимости», его работы тоже на грани разных стилей и направлений, божественного и очень человеческого. Он, как и многие участники выставки – академик Российской академии художеств, вице-президентом которой является Константин Худяков. В день открытия собравшие почтили память президента РАХ Зураба Церетели, который ушел из жизни накануне. Его работы не раз выставлялись в FINEART, в галерее на мольберте можно найти фотографию Зураба Константиновича с кистью в руках, рядом стоят свежие цветы.

Важное место на выставке занята видео-хроника из личного архива Константина Худякова, где можно увидеть, как шумно и весело открывались выставки участников проекта в 1980 и 90-х. Здесь танцы, посиделки, шутки, стихи Вознесенского на открытии выставки в Пушкинского музея. Настоящая жизнь без штампов и официоза, которая соединила художников, божественным образом переплела их судьба и уже стала историей. Хроники показываются впервые и являются уникальным артефактов эпохи.

Искусство Константина Худякова – это, как определяет сам автор, «искусство глубокого погружения», «искусство высокого разрешения», «виртуальный реализм» – это выход в пограничные зоны между диджитал-технологиями и «вечными» вопросами классического искусства. «Созвездие» друзей Худякова тоже о пограничном – человеческого и божественного, видимого и незримого. Глубокое погружение в мир творческих личностей, которые заряжают друг друга светом искусства.