Хуснуллин: прорабатывается маршрут ж/д-магистрали из России в Персидский залив

Новую ж/д-магистраль планируется проложить от России до Персидского залива. Путь пройдет через Иран, маршрут сейчас прорабатывается, заявил вице-премьер Марат Хуснуллин. Эта дорога станет частью глобального транспортного коридора Север — Юг. Начинается он в Санкт-Петербурге, а завершается — в Мумбае.

Хуснуллин: прорабатывается маршрут ж/д-магистрали из России в Персидский залив
© BFM.RU

Международный транспортный коридор «Север — Юг». Фото: РЖД

Если взглянуть на план коридора, заметно, что на финальном отрезке, от иранского Бендер-Аббаса до Мумбая — путь проходит по морю. Конечно, речь здесь о том, чтобы доставлять товары на судах, никто на воде никаких мостов прокладывать не будет. Морской участок пути на финальном отрезке коридора огибает Пакистан.

Фактически коридор на российской его части уже работает. «На территории Азербайджана в основном дорога тоже построена. В Иране до портов Персидского залива есть скоростная дорога, но местами она требует расширения», — отметил Марат Хуснуллин. «На будущее запланировано строительство обходных дорог в Дагестане», — добавил он. О значении пути говорит первый заместитель генерального директора по морским перевозкам ПАО «Совфрахт» Карен Степанян:

Карен Степанян первый заместитель генерального директора по морским перевозкам ПАО «Совфрахт» «Карта так называемого коридора Север — Юг несколько обманчива, потому что та часть, которая проходит через бывшие республики СССР, через Каспийское море, включает в себя как железнодорожную часть, так и морскую. Большая часть груза идет по морю, часть груза идет через железные дороги еще старой советской постройки, через бывшие республики СССР. Что касается связывания с Ираном железной дорогой, вернее, с Персидским заливом, на территории Ирана есть работающие железные дороги, но они все, как правило, одноколейные, вот это самая большая проблема, которая стоит в данном случае, одноколейные дороги, которые по своей провозной способности совершенно неконкурентны современным, как минимум двухколейным и более дорогам. Поэтому, если со стороны РФ инфраструктура более или менее готова и уже опробована, там были огромные перевозки еще при СССР, паромное сообщение действовало, при необходимости его можно будет запустить. Про территорию Ирана такого сказать нельзя, здесь вопрос в реконструкции и строительстве новых железнодорожных путей в Иране. Эта железная дорога Ирана заканчивается в Персидском заливе, но коридор Север — Юг не заканчивается в Персидском заливе, а де-юре проходит до индийских портов, и примерно одна треть по длине маршрута идет через Индийский океан, Аравийское море, перевозится морским транспортом. Если говорить про выгоду, про преимущество данного коридора, то раньше был Шелковый путь, потом появился Суэцкий канал, и Шелковый путь умер. То есть сейчас, по сути, коридор Север — Юг — старый Шелковый путь, который существенно увеличит свою способность пропускать грузы, и тогда уже будет немножко под вопросом, какой маршрут дешевле, то есть он вполне способен конкурировать с Суэцким каналом».

О логистике на территории России говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин:

Павел Иванкин президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры «Если мы говорим о железной дороге до Персидского залива, то у нас сегодня есть коридор Север — Юг, в рамках которого функционируют восточная и западная ветки, которые обеспечивают железнодорожное сообщение РФ до Ирана. По западной ветке у нас Решт — Астара участок в 100 километров сейчас только строится, то есть нет сквозного захода в Иран. По восточной ветке мы можем до Ирана прямо по железной дороге. Сегодня, если говорить технологически, у нас камень преткновения — это разная ширина колеи между Россией, государствами СНГ и Ираном, там колея 1435, у нас 1520, и, соответственно, другие стандарты организации движения поездов. Для того чтобы в сегодняшних условиях эту задачу решить, как вариант, нам нужно построить колею 1520 через весь Иран, от Каспийского моря до Персидского залива. Насколько это по затратам, наверное, это будет дорогостоящий проект, особенно если мы смотрим на участок, сравниваем его с участком Решт — Астара 100 километров, которые мы последние лет пять точно пока даже построить не можем, мы только-только выходим на какие-то договоренности и развертывание работ. Иран не является такой страной, с которой можно легко и быстро договориться и приступить к работам. Это процесс такой будет долгий в части переговоров, организации переговоров и достижения каких-то эффектов в той или иной области. Поэтому не могу сказать, что этот проект, даже если он будет реализован на уровне договоренностей, мы увидим его где-то там до 2030 года».

По словам Хуснуллина, на Международном экономическом форуме «Россия — Исламский мир: KazanForum», который пройдет в середине мая, обсудят перспективы развития этого транспортного коридора.