Магия концентрации смыслов. Разговор с поэтом Натальей Семёновой

Она работает корреспондентом на "12 канале", проводит экскурсии по городу и области, много лет пишет стихи, а в последние годы ещё и прозу, ведёт литературный семинар "ПарОм", является членом Союза российских писателей и автором книг "Переменился ветер в голове" и "Рай для старого самолёта". Но не только слово и текст занимают нашу новую героиню. Она увлекается туризмом, астрономией, ирландскими танцами, любит плавать, бегать и покорять горы. В интервью нашему изданию Наталья Семёнова рассказала, где начинающие поэты и прозаики Омска могут найти поддержку и дельный совет, что нужно для рождения нового произведения, как относится к бездомным животным с улицы и о чём мечтает, а также поделилась книжными рекомендациями. - Наталья, когда и как вы открыли в себе поэтический талант? - Ещё в детстве. Мне всегда, сколько себя помню, легко было рифмовать. Если нужны были стихи на КВН или другое мероприятие в школе, я запросто их сочиняла. Часто переделывала какие-то известные песни, чтобы повеселить подруг. Но осознанно сочинять стихи, записывать их, читать кому-то начала довольно поздно - в 15 лет. - Кто повлиял на ваше творчество и сформировал литературный вкус? Каких авторов вы читаете и кого посоветовали бы нашим читателям? - В первую очередь, конечно, родители повлияли. У нас дома была и есть большая библиотека. Папа постоянно читал мне вслух, когда я ещё сама не умела читать. Именно от него любовь к песням Высоцкого, року, книгам Владислава Крапивина, братьев Стругацких, Хайнлайна. К книгам вообще. А мама с раннего детства водила меня в разные кружки. Это тоже хорошо формирует и расширяет кругозор, что важно для творчества. Мама научила меня читать нехудожественные книги - как устроен человеческий организм, как работает наша психика. Собственно, и сейчас я читаю как фантастику, фэнтези, так и нон-фикш. Из того, что прочитала недавно, могу порекомендовать "Накопительный эффект" Даррена Харди. А ещё в этом году мне захотелось освежить в памяти классику. Послушала уже в аудиоформате "Евгения Онегина" и "Руслана и Людмилу" Пушкина, "Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголя, "Двенадцатую ночь" Шекспира. Получила большое удовольствие. Тоже рекомендую. Когда возвращаешься к, казалось бы, знакомым текстам, обнаруживаешь какие-то интересные нюансы, которые не замечались раньше или забылись. - Расскажите о семинаре "ПарОм". Как проходят встречи и какова ваша роль в них? Что важно в формировании начинающих и развитии опытных литераторов? Какими литературными звёздами и звёздочками богат наш город? - "ПарОм" расшифровывается как "Параллельный Омск". Это пространство для творчества, для общения тех, кто пишет. Название придумал омский поэт Андрей Ключанский . Семинары для начинающих авторов у нас проводят члены Союза российских писателей. Я, Вероника Шелленберг, Ирина Четвергова , Игорь Хохлов - ведущие поэтических мастер-классов. Наталья Елизарова , Алексей Декельбаум, Дмитрий Овсянников и другие ведут мастер-классы для прозаиков, есть направления реалистической прозы и фантастики. Раз в год, осенью, мы организуем большой трёхдневный семинар, в котором участвуют авторы из разных городов. Участие бесплатное, но есть конкурсный отбор. Каждую рукопись мы подробно разбираем, автор получает советы, как сделать тексты лучше, ярче. При финансовой поддержке министерства культуры Омской области примерно раз в три года мы издаём сборники с лучшими произведениями участников семинара. Всем авторам, особенно начинающим, важно читать хорошие художественные тексты, также полезно знакомиться с теорией литературы, очень нужно приносить свои сочинения на разборы, участвовать в обсуждениях текстов других авторов. Не нужно бояться критики, во-первых, все высказывания у нас на мастер-классах очень корректные, во-вторых, вы получите опыт, который сможете применить в последующих текстах, уже не допуская прежних ошибок. Из современных омских литераторов, на мой взгляд, одной из самых ярких является Вероника Шелленберг. Она автор большого количества поэтических книг. Также у неё есть интересная фэнтези-повесть "Кара-Ак-Таш", основанная на алтайских мифах и легендах. Кроме того, Вероника иногда пишет и драматические произведения, её пьесы ставили в омском ТЮЗе, Северном драматическом театре и других. - Вы не только мастер слова - журналист и поэт, но ещё и аттестованный экскурсовод. Почему решили реализоваться и в этой ипостаси? С какими объектами города и области вам особенно приятно знакомить участников экскурсий? - Работа экскурсоводом стала логичным дополнением моей журналистской работы. Я делала и делаю очень много материалов об истории Омска - на телевидении, радио, новостных сайтах. Мне интересна эта тема, хочется больше и больше узнавать. Как журналист, я умею работать с информацией, находить нужные сведения, интересные факты, знаю, с кем можно проконсультироваться по той или иной теме. Плюс я всегда любила узнавать что-то интересное и рассказывать об этом. Экскурсии - это возможность получать и удовольствие, и дополнительный заработок. Я сотрудничаю с центром "Колесо путешествий 55", омским Туристским информационным центром, знакомлю с нашим городом гостей, которые приезжают в Омск на различные форумы, конференции, фестивали, буду участвовать в грядущей "Ночи музеев" - работать на одном из шаттлов. У меня несколько авторских экскурсий по городу. Самая свежая сейчас - "Женские портреты". Рассказываю о женщинах, которые оставили след в истории Омска. Также люблю загородные выезды. Любимые объекты - озеро Эбейты, сад имени Комиссарова, "Старина Сибирская". С удовольствием чаще бывала бы в селе Екатерининском, но туда непросто добираться. - Хотели бы стать "проводником" ещё в какой-то сфере? - Думаю, я могла бы преподавать. Но пока на это нет времени. - В вашем творчестве закономерно отражаются ваши увлечения: в стихах говорится о туризме и романтике походов, об астрономических объектах, встречается рефлексия по поводу стихосложения. Но можно выделить ещё и тему домашних животных. Какие у вас отношения с четырёхлапыми? - Хорошие отношения. За всю жизнь не было периода, чтобы дома не жили какие-то животные. Сейчас у меня два кота, две кошки и собака. Все были спасены с улицы в разное время. Обожаю гулять с собакой, слушать, как мурчат котики. Не испытываю раздражения, когда вижу, что диван надо почистить от шерсти, или когда надо идти гулять под дождём, а потом мыть лапы собаке и пол. Это нормально. И удовольствие от того, что у меня есть мои животные - мне важнее. - Спасать животных - это тренд или зов души? - Слово "тренд" для меня в этом контексте звучит странно. По-моему, заботиться о тех, кто в этом нуждается, - это нормально и человечно. Помогаю приютам по мере сил, волонтёрам, которых знаю лично. И если сама вижу животное на улице, которому нужна помощь, не прохожу мимо. Несу в больницу, лечу, пристраиваю. - Журналистика и поэзия - это творческая деятельность. И её в вашей жизни много. Не иссякает ли источник? Не тянет ли к чему-то техническому, математическому? Или за восстановление сил отвечают танцы и туризм - увлечения, связанные с физическим? - Я бы не объединяла журналистику и поэзию. Это очень разные вещи. Для создания журналистских материалов, по-моему, темы иссякнуть не могут в принципе. Потому что постоянно что-то происходит - встречаешь какие-то факты, в которые можно углубиться, в музеи привозят интересные выставки, в театрах готовят премьеры, краеведы проводят лекции и конференции и так далее. Тут не то что не требуется искать темы, а приходится выбирать и от чего-то отказываться, хотя это и бывает грустно. А что касается стихов и художественной прозы, журналистика тут, с одной стороны, помогает, потому что у тебя налажен процесс перевода мыслей в слова, а с другой - мешает, ведь голова всё время занята обработкой огромных объёмов информации. Математика, физика, химия - это просто новые сферы знаний. Лично для меня это не способ расслабиться, это способ расширить кругозор, сформировать новые нейронные связи. Чтобы написать стихотворение, или рассказ, или повесть, нужен досуг, время, которое ничем больше не занято. И нужна свободная голова. Мне помогает уехать хотя бы на день в лес и выключить телефон. Слушать птиц, любоваться деревьями, разглядывать следы зверей. Строчки сами начинают складываться в голове. Помогают пробежки, танцы, плавание - это час-полтора, за которые ты перезагружаешься. Собака - тоже двигатель творчества. Я написала довольно много стихов во время прогулок с собакой. Горные походы - прямо там ничего не пишу обычно, но воспоминания потом вдохновляют. - А о чём вы мечтаете? - О чём мечтаю? В книгах о Гарри Поттере был маховик времени. Мне бы такую штуку! А если серьёзно, хорошо было бы не тратить столько времени на работу, хотя я свою работу очень люблю и совсем от неё отказаться бы не хотела. Но хотелось бы ещё поучиться, мне интересны искусствоведение, ботаника, садоводство, археология, антропология, этнография. Хочу лучше овладеть английским, чтобы проводить экскурсии для иностранцев, читать Шекспира, Толкина и Льюиса Кэрролла в оригинале. Научиться лучше фотографировать. Издать книги с детскими стихами и фантастическими рассказами. Заняться вокалом. И наконец подготовиться к марафону. - И в заключение - что для вас поэзия? И какова сила слова? - Поэзия - это высшая форма существования языка. Определение, конечно, не моё, но я с ним согласна. Ещё отличное определение было в книге "Здравствуйте, мистер Бог, это Анна" (автор - Финн. Это ещё одна книга, которую я рекомендую). Там героиня, маленькая, но очень необычная девочка, говорит, что поэзию можно сравнить с шитьём, когда из разных кусочков ткани получается что-то иное, отличное от того, чем являются все эти кусочки, пока они не сшиты. Поэзия то же самое делает со словами. Это магия, которая позволяет концентрировать смыслы и в нескольких четверостишиях точно и эмоционально выразить то, для чего в прозе потребовались бы десятки страниц. Фото: Илья Петров, а также предоставлены героиней публикации

Магия концентрации смыслов. Разговор с поэтом Натальей Семёновой
© Омск Здесь