В Москве открылась выставка о журналистах на войне
В ящике для газет летел в Сталинград корреспондент ТАСС Борис Афанасьев. Иначе в воюющий город было не попасть. А он попал - и вот написанный от руки репортаж Афанасьева из города на Волге.
И эти листки из тетрадки в линейку, и щипцы для вынутых из фиксажа снимков, и ордена фронтовых художников на посвященной работе фронтовых корреспондентов выставке "Летопись Победы", открывшейся в Выставочном зале федеральных архивов, лежат под стеклом. То есть это все оригиналы, бывавшие в боях и лежавшие на зеленом сукне стола Сталина, написанные часто карандашом или набранные на машинке и усыпанные подписями начальников и вождей. Экспонаты на выставку передали ТАСС, Федеральное архивное агентство, Российское историческое общество, архивы государственные и семейные, показывая в едином пространстве, как приближали победу военкоры и писатели, ставшие военкорами. Как выполняли смертельно опасную работу встававшие в атаку с бойцами фотокоры и кинооператоры. Как художники и поэты создавали легендарные "Окна ТАСС", призывавшие воевать и побеждать.
На пожелтевшей бумаге - официальное обращение из Союза писателей в Красногвардейский военкомат с просьбой назначить новое медицинское освидетельствование "герою Гражданской войны Гайдару (Голикову), который уверен, что оправился от всех болезней и рвется на фронт". И выданное в том же июле 1941-го удостоверение N 0143, с которым автор "Тимура и его команды" и "Голубой чашки"ушел в действующую армию корреспондентом "Комсомольской правды".
В дни войны газета - это письмо лично тебе. Люди раскрывают ее раньше, чем письмо друга
Первый вариант знаменитого очерка Петра Лидова "Таня" про Зою Космодемьянскую - страницы верстки сплошь в правке, а одна просто крест-накрест перечеркнута.
А вот уже не карандаш: листок со стихотворением Всеволода Багрицкого "Ожидание" в нескольких местах пробитый осколками, прошившими вещмешок и убившими поэта.
"В дни войны газета - это воздух. Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета - это теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба", - писал Эренбург (его портрет и заметки фронтового корреспондента здесь же).
И это понимали во вступившем в войну Советском Союзе. Кураторы взялись проследить реорганизацию СМИ под военное время, демонстрируя извлеченные из тассовских архивов распоряжения ЦК о предоставлении ТАСС и не только оборудования, бумаги, помещений, то есть всего, обеспечивающего работу радиостанций и типографских станков.
На выставке - шеренги фронтовых фото, от фронтовых, всем известных "Комбата" Макса Альперта и "Стоять насмерть" Эммануила Евзерихина и других шедевров до снимков тыла, дышащего воздухом близкого боя и уже его пережившего.
Призывники Ростокинского района маршируют на плацу с деревянными ружьями. Вчерашний призывник уже с трехлинейкой, гордо охраняющий беспомощно лежащий у его ног "Хейнкель". Висящие рядом пейзажи - готический силуэт взорванного моста через Неман и частокол труб на месте сожженного немцами Мурманска. Маршал Рокоссовский, весело поглядывающий на генерал-полковника Булганина, греясь на солнце в освобожденной Любляне.
Целый зал выставки посвящен фотографу-правдисту Виктору Темину - здесь же и письмо 1945 года в его адрес от директора государственного музея в Майданеке с просьбой представить 160 фотографий для выставки о немецких преступлениях. Потом эти фото пополнили материалы обвинения в Нюрнберге.
Над Берлином в мае 1945 г. было поднято несколько знамен Победы. Три из них запечатлел великий Евгений Халдей - знамя над Бранденбургскими воротами, над берлинским аэропортом и, конечно, над Рейхстагом. Но есть и четвертое знамя. Дочь фотографа Анна Халдей сшила его на 100-летие отца и приехала в Берлин со съемочной группой канала "Россия-24", чтобы вновь поднять на крышу Рейхстага красный стяг, точную копию Знамени Победы. Когда она развернула флаг в центре столицы Германии, у сидевших за столиками кафе немцев, по ее словам, "круассаны из рук попадали". Когда Анна Ефимовна развернула красное полотнище перед нами, невозможно было удержаться от победных оваций.
Авторитетно
Мария Захарова, официальный представитель МИД России:
- Эта выставка призвана сохранять в нас людей, страну, народ, культуру, национальности, потому что без истории ничего этого быть не может. Замечательно, что в общественном пространстве вновь звучат имена Халдея, Эренбурга, Симонова, а вместе с ними десятков других журналистов, воинов, сражавшихся пером. Не буду говорить о том, что выставка послужит делу возвращения их в общественный обиход, потому что для целого поколения эти имена никуда не уходили. Но они должны вернуться уже для новых поколений.