«Укрепиться духовно и ждать победы»
Светлая Пасхальная неделя пролетает как один день. Но самый главный православный праздник длится почти семь недель. Словами «Христос Воскресе» мы будем приветствовать друг друга до дня Вознесения Господня. О том, как в счастливые и трудные дни важна духовная поддержка, наш разговор с митрополитом Курским и Рыльским Германом. – Ваше Высокопреосвященство, давайте начнём с главной темы прошедшего года. В августе 2024-го, после вторжения ВСУ, на помощь жителям приграничья пришла Курская митрополия. Был организован пункт приёма и выдачи гуманитарной помощи в Курске на улице Тускарной. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. – В те тяжёлые дни надо было срочно помогать нашим землякам, прибывшим из приграничных районов. Перед властью стояли огромные задачи, и, слава Богу, они были благополучно решены. Конечно, к помощи подключились и общественность, и церковь. Пункт приёма и выдачи гуманитарной помощи для наших беженцев в хозяйственном подворье Свято-Троицкого женского монастыря на улице Тускарной был организован в первые же дни. Гуманитарные грузы поступали со всей страны и, конечно, из Московского патриархата. Бывало так: на машинах, доверху загруженных продуктами, вещами, приезжали люди, имён которых мы подчас даже не знали. Мы всех принимали, рассортировывали вещи, и тут же выстраивались очереди наших беженцев. Многие бежали в чём были и нуждались абсолютно во всём. В первые дни мы обслуживали до тысячи людей в день, с утра до ночи ежедневно работали 400 волонтёров – этих удивительных, замечательных, добрых помощников. Добровольцы учитывали все нужды, записывали чего не хватало, сообщали тем, кто нам помогал, и через несколько дней получали всё необходимое. Потом к нам на помощь пришли сотрудники Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви. Совместно был организован ещё один основной центр комплексной социальной помощи на территории женского Свято-Троицкого монастыря на улице Горького. Центр продолжает действовать и сейчас. Ежедневно там получают помощь до 100 человек. Центры помощи действовали и при храмах: в Успенско-Никитском храме, в храме на улице Серафима Саровского. В университетском храме КГУ в первые месяцы помощь получали до ста человек ежедневно. Большую помощь оказывали прихожане: сколько тёплой одежды, других необходимых вещей собрали они для наших земляков. Конечно, мы отправляли и до сих пор отправляем помощь на фронт. Например, пожилая прихожанка храма преподобного Серафима Саровского вяжет носки для солдат – с любовью, заботой и молитвой. Чуть ли не каждый день – новая пара: «Чтобы нашим защитникам было тепло». Несчастье показало, как много у нас добрых, хороших, искренних людей. Перед общей бедой все сплотились, показали свои лучшие качества – христианскую любовь, гражданское сознание, настоящий патриотизм. Помощь приходила как из соседних регионов, так и со всей страны – от Белгорода до Владивостока. Приезжали волонтёры из Череповца, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска и других городов. Работали в свой отпуск, когда, казалось бы, у них была возможность поехать на отдых на юг. – Расскажите, как сегодня священники несут своё служение на фронте. – Тогда же в Курской области был создан шестой в России корпус военных священников-добровольцев. Ранее пять штабов были организованы епархиями в Белгородской, Херсонской, Запорожской областях, а также в Донецкой и Луганской Народных Республиках. Всё это время священнослужители выезжали в расположения воинских частей, бывали на передовой. Двенадцать священников Курской митрополии несут сегодня нелёгкое и опасное послушание, духовно окормляя наших воинов. На фронте много верующих: священники исповедуют, причащают бойцов, оказывают духовную поддержку, привозят гуманитарную помощь. И в храмах нашей митрополии батюшки организовали группы помощи бойцам на фронте: дети из воскресных школ пишут письма, складывая в треугольники, как в годы Великой Отечественной войны. В письмах – добрые, искренние слова поддержки, трогательные подарки: маленькая икона, засушенный цветок, детские поделки. Известно, как наши герои дорожат этими подарками. Конечно, мы помогаем в уходе за ранеными в наших госпиталях и больницах, нам помогают в этом врачи Московской церковной больницы имени святителя Алексия. Также мы организовали курсы по оказанию первой медицинской помощи, курсы сестёр милосердия. Сегодня в госпиталях постоянно дежурят около ста сестёр. – Владыка, состоится ли в этом году традиционный крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной? – Это будет зависеть от оперативной обстановки. В прошлом году мы несли икону до Красной площади, а в Коренную пустынь привезли на машине. Многие прошли 27 километров от Курска до Коренной пустыни в частном порядке, сначала с иконками по тротуарам, потом по дороге. Это был молитвенный акт о спасении курской земли от беды. – По традиции на Светлой Седмице начинается Пасхальный фестиваль, в рамках которого проходит и Георгиевский сбор. Состоятся ли мероприятия в этом году? – Да, обязательно пройдут мероприятия, концерты, будут молебен для кадетских классов, и Георгиевский сбор. По традиции он проходит на территории Георгиевского храма. Грядёт ещё один праздник – 80-летие Победы. Мы будем вспоминать подвиги наших героев, молиться о погибших воинах, отдавших жизнь на фронтах Великой Отечественной войны, о наших новых героях – участниках СВО, отдавших жизнь здесь, на полях сражений, в Курской области, освобождая наши приграничье, сделав всё для освобождения Курской области. Конечно, и о тех, кто сейчас воюет, испрашивая для них милости Божией. – А в вашей семье были фронтовики или труженики тыла? – Оба моих деда и со стороны матери, и со стороны отца в первые же дни войны ушли на фронт. Мама очень хорошо помнит первый день войны. Ей в то время было семь лет, семья жила в Горьковской области, в Арзамасе. Утром отец, мать, малые дети поехали на рынок. И вдруг увидели, как бегут люди, испуганные, заплаканные: «Война! Война!». Отца маминого призвали уже 23 июня. Месяц-полтора – учебка, потом его увезли. Семья с ним простились, и больше его уже не видели. В 1941 году он погиб под Москвой, другой дед – подо Ржевом. Бабушки мои остались с детьми одни. У одной их было семеро, у другой – пятеро. У бабушки со стороны матери в войну остались в живых только двое – моя мама и её брат. Они вернулись в село под Арзамасом – у них там был домик и имелась хотя бы картошка. Были эвакуированные ещё. Последнюю картошину с ними делили, размещали их в своих избах. Работали невероятно. Надо было пахать поля: но лошадей тоже забрали для военных нужд. Женщины впрягались по три, четыре человека в плуг. Такая вот живая сила. Война забрала и обеих моих бабушек: одной не стало в мае 1945 года, вторая умерла в мае 1946-го… Мои родители остались сиротами, хлебнули горя. Трудились с самого детства, помогали старшим. Я всегда участвую в шествии «Бессмертный полк», несу портреты своих дедов. Уверен, в мирное время мы обязательно восстановим эту замечательную традицию. Слава Богу, мама и сейчас здравствует. Когда я спрашиваю, как отмечали 9 Мая, она говорит: «Больше плакали. Кто-то возвращался домой, мы, ребятишки бежим, радуемся. А у нас-то никто не придёт!» Были такие семьи, где из четверых сыновей, ушедших на фронт, никто не вернулся. – Владыка, как в жестокое время не очерстветь сердцем? Ведь столько страшного пришлось людям пережить… Как утешить тех, у кого погибли близкие? – Трудно найти слова утешения для тех, кто потерял своих родных, друзей. Конечно, мы все их должны поддерживать. Горе надо выплакать, ничего стыдного здесь нет. Но прежде всего мы призываем молиться Богу об упокоении душ. Что можно сказать в утешение? Воины исполнили свой долг. Они душу положили за ближних, за нашу страну, за нашу безо-пасность, наше будущее. Они умерли смертью героев. Они святые, мученики у Бога. Если и были грехи, они их смыли кровью. Верующие это понимают. Наше внимание очень важно сиротам, вдовам, родственникам погибших. Апостол Павел в своём послании пишет: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Сейчас настало время, когда надо всем разделить горе, тогда оно станет меньше. Надо утешать, призывать к молитве и терпению. Ведь если будем роптать, наши скорби и проблемы не уменьшатся. А будем молиться и поддерживать друг друга, горе будет перенести легче. – Как быть солдатам, которые возвращаются с СВО уже с ограниченными возможностями здоровья? Кто-то потерял руку, ногу, зрение… Как им укрепиться духовно и продолжать жизнь? – Да, это очень сложно, тяжело. Но есть потрясающие, какие-то удивительные примеры. Я видел многих воинов, которые, получив серьёзные ранения, не пали духом, они хотят вернуться в зону боевых действий. Многие желают возвратиться и помогать своим сослуживцам. Я знаю одного воина, его зовут Алексей. Он потерял руку, получил серьёзную контузию. Но он хочет быть со своими сослуживцами, хочет помогать им. Мы встречались, говорили с ним: «Помогайте здесь, сколько полезного вы можете рассказать молодёжи, нашим школьникам». Он ответил: «Да, сейчас я здесь немножко подлечусь, приду в себя, но душа, все мои мысли – с нашими, с военными, с моими ребятами, с которыми я столько всего перенёс, хочу быть там, хочу быть полезным». Вот пример потрясающий – современный Маресьев. А герои операции «Труба» – это же чудо-богатыри! Какая сила духа, какое мужество! – Оказывается ли помощь священнослужителям из приграничных регионов, которые покинули свои храмы? – Да, они служат в Курске, получают материальную помощь. Нуждающихся в жилье мы разместили по квартирам. Кто-то уехал к родным. Вот, например, две семьи сейчас в Старом Осколе, у родителей, ещё две семьи – под Москвой, одна в Тверской области… Надеюсь, потом, когда Курская область будет полностью освобождена, все они вернуться, будут ревностно всё восстанавливать, трудиться, потому что это родная земля. Сегодня у нас повреждено и разрушено 23 храма. Некоторые разрушены просто до основания. Но если будет восстановлено село, восстановят и храм. Вернётся в Горналь и героическая братия Горнальского монастыря. Когда в августе они прорывались через посты наёмников, один из них был убит. Иеромонах Мелетий, который вместе с другим священнослужителем вывез из серых зон многих жителей, был ранен. И сейчас он продолжает своё опасное служение. – Сейчас на волне патриотизма поднимают голову неоязычники, которые стараются привлечь молодёжь. Иногда они маскируются под исторические клубы. Как уберечь детей и подростков от этого? На что обратить внимание родителям? – К сожалению, это встречается. Язычество – возвращение в дремучее, в мрачное, в нечеловеческое наше прошлое, когда жизнь человека не стоила ничего, когда совершались человеческие жертвоприношения. Неозычество – прежде всего отсутствие знаний о том, что такое православное христианство. От отсутствия знания – выдумки каких-то там богов, идолов, духовное помрачение, заигрывание с нечистой силой, то есть с бесами. Это духовное повреждение, непременно ведущее к психическим расстройствам. Этого надо страшиться как огня. Примеры – неонацистский батальон «Азов», где все – язычники. Там всё антихристианское: свастика, ненависть, жестокость, убийство, пытки. Об этом должны помнить и школа, и родители. Надо быть осторожным и разумным. Родители должны смотреть, с кем дружит ребёнок, что посещает, какое влияние на него может всё это оказать. – Состоялись ли богослужения в храмах, расположенных в приграничье? – Ежедневные богослужения прошли во всех действующих храмах. Но возможности провести богослужения во всех уцелевших приграничных храмах, конечно, не было. Это опасно. Однако в некоторых храмах приграничных районов Пасхальные богослужения прошли не ночью, а утром. Всё было заранее согласовано с администрацией, военнослужащими. Главное – безопасность. Думаю, огромная радость этого праздника обязательно коснулась сердца каждого. Великий, светлый, спасительный праздник Светлого Христова Воскресения даёт нам надежду на мир, укрепляет нас во всех переживаниях и испытаниях, выпавших на нашу долю. Главное – встретить и порадоваться Воскресению Христову, укрепиться духовно и с надеждой ожидать победы. Елена ГАМОВА, Фото Любомира Маринова