Место встречи — "Флаги": молодая поэзия между традицией и экспериментом

В 2023 году журнал и его главный редактор были отмечены Премией Андрея Белого в номинации "Литературные проекты и критика" . Эта премия была учреждена в 1978 году редакцией ленинградского самиздатского журнала "Часы". Среди её основателей были видные фигуры ленинградского литературного "подполья", такие, как Борис Иванов, Борис Останин, Аркадий Драгомощенко и Виктор Кривулин. С момента основания премия присуждалась за новаторство и эксперимент в области русской поэзии, прозы и гуманитарных исследований. Особенностью премии стала её символическая материальная составляющая: один рубль, бутылка водки ("белая") и яблоко в качестве закуски, что отражало ироничный и неформальный дух независимого литературного сообщества той эпохи. Журнал "Флаги" получил премию именно как проект, активно способствующий формированию новых литературных стратегий и переосмыслению роли поэзии в современном культурном контексте. За пять лет существования журнал успел выпустить двадцать номеров, каждый из которых отмечен поиском и экспериментами с формой и содержанием. Важной частью общей концепции издания стало и его визуальное оформление. Сайт журнала выдержан в строгом минимализме чёрно-белой палитры, что позволяет сконцентрировать внимание читателя на самом тексте, на глубине и тонкости поэтического слова. Такой подход создаёт ощущение эстетической чистоты и аскетизма, придавая дополнительную значимость каждому опубликованному произведению. Оформление сайта завораживает своей сдержанностью и является точной визуальной метафорой той поэзии, которую представляют "Флаги": поэзии, не нуждающейся в ярких визуальных эффектах, поэзии, ценность которой заключается в силе и убедительности слова. Журнал Флаги номер 18 Журнал "Флаги" появился в литературном пространстве неслучайно. Это проект, возникший из желания нового поколения русскоязычных авторов определить собственные эстетические и смысловые ориентиры. Если верить редактору издания Михаилу Бордуновскому, журнал был задуман как место встречи "неведомых друзей и подруг", тех, кто проходит сложными путями современности, чувствуя одиночество в бескрайних пространствах языка. Сама идея подобного диалога сквозь время и пространство звучит не только поэтично, но и чрезвычайно актуально в контексте распада привычных культурных связей. Первое, на что стоит обратить внимание в работе "Флагов" — это их заявленная программность. Журнал последовательно отказывается от разделения на "традиционное и новаторское", "высокое и низкое", "социальное и метафизическое". В эпоху, когда культурное пространство переживает кризис идентичности и пересмотр традиций, такой подход выглядит убедительным и даже необходимым. Вместо упрощённых противопоставлений авторы стремятся найти особую форму речи, способную вместить сложность и противоречивость современного опыта. Это поиск языка, который смог бы отразить изменения, происходящие с нами прямо сейчас — языка поисковой поэзии. Ещё одной ключевой идеей, которая заявлена в журнале и кажется крайне важной, является переосмысление роли русского языка в литературном процессе. "Флаги" заявляют о том, что язык сегодня — это не просто поле для лингвистических игр и эстетических решений, а пространство, в котором отражаются и политические, и социальные, и культурные конфликты. Для поколения авторов, выросших в условиях сакрализации русского языка как символа культурного превосходства и единства, это особенно болезненная, но необходимая тема. Поднимая такие вопросы, журнал прямо затрагивает проблему имперского наследия в русскоязычном литературном пространстве и ставит задачу деколонизации сознания. Важно и то, что "Флаги" стремятся не просто фиксировать и описывать современность, но и переосмысливать наследие прошлых эпох — в частности, ленинградского андеграунда 1980-х годов и метареализма. Для молодых авторов, участвующих в проекте, эти направления становятся не просто традицией, но инструментами для осмысления собственного опыта и поиска новых форм выражения. Один из наиболее показательных примеров работы журнала "Флаги" с текстами современных авторов можно увидеть в разборе стихотворений Анастасии Бугайчук, сделанном главным редактором Михаилом Бордуновским. Подход журнала к анализу поэзии демонстрирует глубокое и внимательное отношение к литературе, лишённое надуманности и излишней усложнённости, но при этом не теряющее своей академической серьёзности и критической глубины. Михаил Бордуновский отмечает стихотворения Бугайчук за их тонкий баланс между спонтанностью, почти случайностью поэтического высказывания, и осознанной усталостью, свойственной многим молодым авторам сегодня. Он пишет о поэзии Анастасии Бугайчук, подчёркивая её естественность, свободную от аффективной экспрессии и позёрства. Именно в этой скромности и отсутствии нарочитого драматизма он видит её особое очарование и силу воздействия на читателя: "я говорю – нет никакого двойного дна, всё до смешного просто. стихи не приходят и не выжидают. их можно вызвать как рвоту, как наряд полиции или проститутку, но и это не принесет облегчения – скорее, неясное отвращение ко всему, что ты полагал собою. это и есть моя правда". Журнал "Флаги" номер 19 В таких строках Бордуновский подчёркивает парадоксальную убедительность поэзии, которая рождается именно из нежелания убедить читателя в чём бы то ни было. Важно то, что высказывание не навязывается, оно предоставлено читателю максимально открытым, лишённым манипулятивных намерений, и именно этим достигает своего доверительного интонационного звучания. Продолжая свой анализ, Бордуновский обращает внимание на то, что стихотворения Бугайчук постоянно находятся в состоянии внутренней критической рефлексии: каждое серьёзное чувство или мысль тут же ставятся под сомнение самим автором, подвергаясь иронической переоценке и переосмыслению. Тексты поэтессы становятся одновременно выражением чувств и их деконструкцией, показывая читателю внутреннюю динамику и неоднозначность любого лирического жеста: "я рядом, моя первая и единственная любовь неважно хочешь ты этого или нет всё равно ты не единственная и даже, как выяснилось, не любовь" Именно эта склонность к "самоснятию пафоса", по мнению редактора, становится ключевой для современной поэзии. Бордуновский указывает, что искреннее, но вместе с тем ироничное и усталое отношение автора к своему высказыванию не только соответствует духу времени, но и позволяет добиться особой убедительности и достоверности. Заключая разбор, он подчёркивает, что лучшие тексты Бугайчук следуют формуле поэта Александры Цибули: "Я больше не думаю, что поэзия должна быть непрозрачной, она должна быть строгой и доверительной". Именно такую строгость и доверительность журнал "Флаги" считает необходимым ориентиром в современной литературе: "потому что мне хочется выйти в ночной золотистый воздух, кланяться светофору, различать, что говорят на том конце пешеходного перехода. мне нравится думать, что ты едешь в синем автобусе в сумерках и в себе, как большая красивая птица. ты и есть моя красивая птица, и на этом пора закончить". Подход к работе с текстом в журнале "Флаги" показывает внимательную, глубокую и живую рефлексию, которая делает современную поэзию доступной и эмоционально близкой читателю, не жертвуя при этом аналитической строгостью. Журнал "Флаги" номер 20 Особое значение имеет тот факт, что журнал "Флаги" возник именно в студенческой среде Литературного института имени Горького — месте, традиционно являющемся не только академической платформой, но и пространством живого литературного поиска. Эта генетическая связь с Литинститутом многое объясняет: стремление к переосмыслению традиций и глубокая рефлексия над ролью поэзии естественным образом сочетаются здесь с экспериментами молодых авторов, ещё не утративших свободы и гибкости студенческого мышления. Редакция журнала заявляет важную цель — обратить внимание на региональные поэтические практики, пытаясь преодолеть устойчивые оппозиции центра и периферии. Сложившаяся в русской литературе иерархия подвергается сомнению, а сам процесс творческого взаимодействия авторов из разных городов и культурных контекстов приобретает принципиально новую ценность. Подобная ориентация выглядит своевременной и принципиально важной, поскольку способствует более широкой и разнообразной представленности современной поэзии. Именно благодаря такому подходу журнал "Флаги" оказывается уникальным проектом в современной русскоязычной литературе. С одной стороны, он сохраняет глубокую связь с академической и студенческой традицией, а с другой — остаётся свободным пространством экспериментальной поисковой поэзии, живо реагирующей на вызовы времени и новые культурные контексты.

Место встречи — "Флаги": молодая поэзия между традицией и экспериментом
© Ревизор.ru