"И в светлый день первопасхальный "Христос воскресе" говорит…"
Александр Александрович Солодовников (1893 —1974) — русский духовный поэт, композитор, прозаик, драматург, автор литературно-исторических очерков о Москве, живший в советские времена. Он родился в Москве 24 июня 1893 года в семье, состоявшей из потомков известных купеческих родов Солодовниковых и Абрикосовых. Поэзией XIX века дышал вместо воздуха с детства. Больше всего любил Пушкина, но отдавал дань уважения Фету и Тютчеву, а еще славянофилу Алексею Хомякову . Его стихотворение "На Пасхе" восходит к лучшим образцам русской философской поэзии Золотого века: Хоть он теперь не богомолен, Наш заблудившийся народ, И звон умолкших колоколен Его к молитве не зовет, Но голос сердца изначальный В его душе еще звучит, И в светлый день первопасхальный «Христос воскресе» говорит. Тогда, покорный древним силам, В распах кладбищенских ворот Идет народ к родным могилам, Идет, идет, идет, идет. И на могилах теплит свечи, И крошит хлеб, и кормит птиц, И молится, и чает встречи С заветным сонмом милых лиц. Тот голос сердца не задушишь! Его ничем не истребить! И каждый, кто имеет уши, Достоин веровать и жить. Тем не менее, для карьеры молодой человек выбрал не литературу – юриспруденцию. Солодовников получил два образования: в Императорской Московской Практической Академии коммерческих наук и Императорском Московском Университете на юрфаке и успел послужить в царской армии: был прапорщиком 2-й батареи 1-й запасной артиллерийской бригады в Москве во время революций 1917 года. В 1918 году Солодовников демобилизовался из русской армии и был призван на службу в Красную Армию. Но, поскольку служил в той же Москве в интендантских частях, параллельно задумался о третьем высшем образовании: поступил на историко-литературный факультет Московского Университета. Во время службы в Красной Армии Александра Солодовникова ждал первый арест. Говорят, что его взяли по ложному доносу – что не помешало молодому человеку более полугода просидеть в Бутырке, а затем в саратовской тюрьме. Он был освобождён только в середине 1921 года и тогда же ушел из армии. Работал бухгалтером и писал стихи, состоял во Всероссийском Союзе Поэтов при Наркомпросе. К 1920-м годам относятся первые публикации Александра Солодовникова. Это были детские вещи: поэт создал семью, у него родились двое детей. К несчастью, мальчик умер в три месяца. А девочка прожила девять лет и скончалась от дифтерии в 1934 году. Видимо, для дочери Александр Александрович и писал стихи и пьесы. Например, именно тогда он создал детские пьесы "Сказка о бедном Кекиле" и "Колька Ступин" (в соавторстве с прозаиком Сергеем Ауслендером). Примечательно, что обе пьесы ставились в театрах юного зрителя, даже когда их автор отбывал наказание на Колыме. Да еще в период Большого террора в Московском ТЮЗе не раз ставился спектакль по тексту Солодовникова "Ёлка". Также в 1928 году Солодовников заключил договоры на издание детских стихов с известным издательством "Мириманова" и активно печатался в Московском детском журнале "Искорка". В его тогдашних стихах и рассказах действовали дети и животные (стихи "Медвежонок и футболист", рассказы "Боря и Трезор", "Снежный домик" и многие другие). В конце 1930-х годов для Александра Александровича началась черная полоса. На рубеже 1938—1939 годов он еще полгода провел в тюремном заключении. Казалось, был оправдан и освобожден, но… в конце 1939 года последовал очередной арест, не завершившийся уже столь гуманно. Опять имел место донос. Александра Солодовникова осудили на 8 лет лишения свободы, отбывал срок он в лагере на Колыме, в районе поселка Нижний Сеймчан. В исправительном учреждении работал бурильщиком по добыче олова – адски тяжелая работа. По окончании срока в 1946 году, Александра Александрович… остался на Колыме на так называемом принудительном поселении. "На материк" его, как и многих других, отбывших срока, не выпускали. Еще десять лет поэт отдал "чудной планете". Так этот край прозвали заключенные, сочинив отвечавшую действительности частушку: Колыма, Колыма, Чудная планета: Двенадцать месяцев зима, Остальное – лето! Солодовников жил и работал в том же Нижнем Сеймчане… в детском саду. Видимо, вольнонаемных кадров тамошним образовательным учреждениям не хватало. Приходилось довольствоваться услугами бывших зэка. К слову, юные воспитанники Александра Александровича вспоминали его только добрым словом и не могли забыть, как он изображал для них Деда Мороза . Александр Солодовников. Фото: Дзен-блог "Чтение. Впечатления. Открытия". Только в 1956 году Александр Александрович получил реабилитацию и смог вернуться в Москву. Он воссоединился с женой, но больше детей у них не было. На фоне всего пережитого у детского автора пошли стихи религиозного содержания. Об официальной публикации таких текстов нечего было и думать. Поэт ушел в "самиздат": печатал стихи на машинке, составлял сборники и дарил близким друзьям. Так он обнародовал сборники стихов "Слава Богу за все. Попутные песни" (1965 год) и "Дорога жизни. Путь познания" (1973 год), и еще пять пьес для домашних рождественских спектаклей. Интересно, кто в брежневские годы осмеливался на подобные постановки?.. Надо сказать, что Солодовников сильно рисковал. Его религиозный самиздат мог попасть "куда надо", и ему бы не поздоровилось – ведь антирелигиозные кампании продолжались. Но, видимо, Господь хранил поэта. Александр Александрович клал собственные стихи на музыку, и они становились духовными песнями. Один его "самиздатный" нотный сборник, увидевший свет в 1968 году, так и назывался: "Песни Александра Солодовникова". Какие-то смелые люди записывали песнопения поэта и композитора в его собственном исполнении на магнитофоны. Долгое время эти кассеты хранились втайне, как и тексты. В оставшиеся годы жизни Солодовникову удалось опубликовать считанные стихи для детей. Так что современным библиофилам из прижизненных изданий Солодовникова доступны только детские книжечки 1920-х – начала 1930-х годов и несколько текстов в еще дореволюционном сборнике "Предрассветное" выпущенном слушателями Московского Коммерческого института. Все остальные книги увидели свет уже без его участия. 16 ноября 1974 года поэт умер от тяжелого инсульта и был погребен на Ваганьковском кладбище. И лишь в 1988 году, в перестройку, наследием Солодовникова заинтересовался советский и российский поэт и исследователь русской поэзии Евгений Данилов. Он и начал публиковать стихи старшего коллеги в известных российских литературных журналах, таких, как "Новый мир" и "Наш современник". Также текстами Солодовникова интересовались издания религиозного толка: "Кормчий", "Духовный собеседник", "Вера, надежда, любовь". Посмертно вышли в свет и литературно-исторические очерки автора "Сокровища Введенских гор" и "Ваганьковские светильники". В 1998 году поклонники творчества выпустили аудиокассету Александра Солодовникова. В 2006 году вышла книга "Александр Солодовников. Я не устану славить Бога" на основе его "самиздата", сопровожденная биографическим очерком и воспоминаниями о поэте, в 2007 году – книга "Александр Солодовников. Стихотворения", а в 2010-м – издание "Александр Солодовников. В светлом саду христианства", которая пока считается самым полным собранием его сочинений. К этой книге прилагается мультимедийный диск с аудиозаписями песен в авторском исполнении. Так что написанное Солодовниковым оказалось, наконец, доступно широкому кругу. Говорят, что сегодня его стихи – непременные участники всех антологий православной поэзии. Стихотворение, которым наш портал отмечает Пасху, написано Солодовниковым явно в советские годы, на фоне материалистической парадигмы. Он говорит о том, что в условиях безверия и запрета на религиозные обряды и грамотность люди утратили понимание, как встречать и чествовать духовные праздники, но само стремление к этому в них сохранилось. На Пасху не полагается ходить на кладбище. У праздника Воскресения другая идеология: он посвящен вечной жизни, а не поминанию усопших. Но советские граждане посещают кладбища в светлый праздник, потому что Воскресение понимают как возможность вновь увидеться с теми, кого любили: "…и чает встречи / С заветным сонмом милых лиц". И такие искренние порывы радуют художника слова, он не порицает религиозную непросвещенность, а радуется, что "голос сердца не задушишь". А так как мы – прямые потомки тех самых советских граждан, героев стихотворения Солодовникова, этот текст остается актуальным и для нас. С праздником!