Последний большой жест вместо небоскрёбов: как советский модернизм сделал Омск лучезарным

В новом выпуске видеоподкаста "Зерно архитектуры" говорим о том, какие здания в Омске стали яркими примерами советского модернизма, как написать об этом книгу и суметь издать. Гостями выпуска стали омский архитектор Дмитрий Смирнов, чья книга "Лучезарный Омск" вышла в прошлом году, и глава уральского издательства "Татлин", архитектор Эдуард Кубенский. Ведущей подкаста Алине Бегун они рассказали подробности сотрудничества и работы над проектом. - Мне написал какой-то неизвестный молодой человек из Омска, сказал, что у него есть книжка про Омск, - признался Эдуард Кубенский. - До этого в Омске я ни разу не был, несмотря на вроде бы неудалённое расстояние от Екатеринбурга. Мне кажется, что Омск - чистый, светлый, спокойный город. Я бы даже сказал, что это выставка архитектуры. Я заметил, что, в отличие от Екатеринбурга, где дома стоят довольно плотно, здесь они идут дом, улица, дом, улица, дом, улица. И самое главное - нет небоскрёбов <…>. Омск кажется мне на протяжении двух дней (которые спикер провёл в городе, - прим. ред.) городом для жизни. Екатеринбург - городом для работы, Москва - городом для сумасшедших, Петербург - просто красиво. Алина Бегун, Эдуард Кубенский и Дмитрий Смирнов в омской Пушкинке - классике советского модернизма Издатель пояснил, что, как бы ни было странно, он против застройки: " Если есть возможность ничего не строить, лучше ничего не строить. Я мечтаю о том, чтобы города превратились в руины, чтобы к ним люди потянулись, как в Рим. Вот, например, Омск превращается в руины. Не случайно же, наверное, интервью с такой организацией, как Ural Ruin ". На самом деле это история про то, как делать туризм на разрушенном и заброшенном . Почему в таком случае Омск лучезарный? Автор книги Дмитрий Смирнов рассказал, что ответ кроется и в том, что на поверхности - город считается одним из самых солнечных, и в том, что у нас под ногами - "лучезарная планировка Омска: расположение города на излучении рек, то есть пересечении Иртыша и Оми, и расхождение лучами от крепости трёх улиц: Красный путь, Оржоникидзе и Гусарова". Они, по мнению автора, составляют луч-трезубец. Ещё один момент связан с тем, что омские архитекторы находились под влиянием работ выдающегося зодчего XX века, пионера архитектурного модернизма и функционализма Ле Корбюзье. В частности - труда "Лучезарный город", где описывается идея идеального упорядоченного города с жилыми блоками, зонами свободного перемещения и обильным озеленением. - Расцвет Омска пришёлся на 60-80-е годы XХ века, когда город получил статус города-миллионника <...>. Этот период наименее представлен среди научных трудов, которые выходили по архитектуре Омска, - считает Дмитрий Смирнов. - Есть монографии по омскому модерну, по сталинскому ампиру, по застройке Любинского проспекта. Но модернизм, советский модернизм Омска, он никак не охвачен, представлен лишь в малочисленных изданиях, упоминается вскользь. Хотя это один из самых значимых периодов становления архитектуры Омска. Узнаёте здание? Ответ в нашем видеоподкасте Появились знаковые общественные здания: Музыкальный театр, библиотека Пушкина, речной вокзал, Дворец пионеров. Как раз о них идёт речь в книге с подробностями и иллюстрациями. - Не скрою, было желание подсократить текст, потому что современный читатель не любит длинные тексты, клиповое сознание предполагает, что нужно быстро воспринять информацию. А чтение текстов, кажущихся скучными, явно не влюбляет в архитектуру и плохо влияет на продажи, - признал издатель. - Но тут текст написан был так, что сложно было выкинуть какие-то части. Мы же специализированное издательство, не для широкого потребителя. Нас покупают архитекторы, но не факт, что читают: ставят на полку, а лет через пять посмотрят и скажут, какая хорошая книжка, давайте прочитаем. Такое часто встречается. Я замечал, что много таких книг есть про архитектуру, которые не читали, просто смотрели картинки. Поэтому мы очень ответственно относимся: книга про архитектуру - это в первую очередь картинка. Человек должен открыть книгу, влюбиться в картинку и потом уже прочитать то, что эту картинку описывает. Сравнивая архитектуру советскую и современную, Эдуард Кубенский отметил для себя, что она, может быть, стала больше, крупнее, но в сущности мельчает. А модернизм был " крупный и по форме, и по духу, был последним большим жестом в архитектуре ". При множестве ограничений того времени архитекторам приходилось становиться изобретателями и основоположниками эпохи, когда произошёл толчок в развитии зданий общественного назначения, потому что " требовалось окультуривать людей, которые переехали в новые квартиры: создавать дворцы культуры, кинотеатры ". Сейчас, по словам эксперта, этого не видно, в основном все архитекторы " сидят на жилье", которое составляет 90 % архитектурного заказа". - Сейчас у нас есть, грубо говоря, диктат частного заказчика. У [советских архитекторов] был диктат другого заказчика - планового государства. И непонятно, что из этого хуже, - добавил Дмитрий Смирнов. - Многие омские архитекторы говорят о том, что [в то время] было мало индивидуальных проектов. Но по сути дела в книге 70 объектов, из которых большая часть индивидуальные. А может ли Омск за последние 30 лет похвастаться таким большим количеством индивидуальных интересных проектов? Как продолжил Эдуард Кубенский, "разница того и этого времени заключается в том, что у государственного заказчика диктатура связана с идеологией, присутствует идея, а у частного заказчика - с прибылью, с деньгами, и это очень плохо сказывается на архитектуре". Он также привёл в пример высказывание московского архитектора Сергея Чобана, который работает в РФ и Европе, отметившего, что "невозможно думать об архитектуре, когда ты постоянно думаешь о деньгах".

Последний большой жест вместо небоскрёбов: как советский модернизм сделал Омск лучезарным
© Омск Здесь