В России могут ввести единые стандарты для аренды самокатов

В России могут ввести единые стандарты регулирования работы сервисов аренды самокатов. С такой инициативой выступили участники первого съезда микромобильных перевозок в столице.

В России могут ввести единые стандарты для аренды самокатов
© Российская Газета

Как сообщает Леонид Ясиновский, руководитель сервиса Самокаты Яндекс Go, компания сформулировала основные правила регулирования для кикшеринг-сервисов, чтобы поездки на самокатах были комфортны и безопасны для всех участников дорожного движения. Свои предложения компания направит игрокам рынка и региональным властям.

По данным Ассоциации микромобильности, в 2024 году количество поездок на самокатах в России увеличилось на 30% - до 271,8 млн. "Больше 85% этих поездок совершается по транспортному, а не развлекательному сценарию. Городская среда постепенно адаптируется под средства индивидуальной мобильности, но на полноценную интеграцию в транспортную систему города уйдут годы, - сообщил Ясиновский. - Необходимы отдельные дорожки и полосы для разделения потоков - по данным операторов, большинство инцидентов (60%) происходит на стыке автомобильных и пеших полос. Чтобы повышать безопасность поездок при отсутствии достаточной инфраструктуры, Яндекс предлагает региональным властям и сервисам внедрить четыре обязательных условия использования самокатов".

Первое - ограничить максимальное количество самокатов на улицах. В каждом городе суммарное число самокатов всех операторов аренды не должно превышать установленную норму. Это разгрузит городскую инфраструктуру и повысит порядок СИМ в городе - в том числе на тротуарах и парковках.

Второе - снизить максимальную скорость на аппаратном уровне. В столице, например, этот показатель не превышает 20 км/ч.

Эксперт заметил, что больше 99% водителей СИМ управляют самокатом аккуратно и культурно. Тем не менее некоторые пользователи позволяют себе резкие маневры и мешают пешеходам. Чтобы предотвратить опасные ситуации на тротуарах, операторы проактивно снизили скорость самокатов до 20 км/ч. Мера необходима до момента появления отдельной инфраструктуры, по которой будет безопасно передвигаться с большей скоростью.

Третье - ввести обязательные штрафы за серьезные нарушения и обеспечить контроль за соблюдением правил. На арендных самокатах запрещено передвигаться несовершеннолетним (в том числе передавать им управление), ездить вдвоем или в нетрезвом виде. Чтобы поддерживать безопасность поездок, необходимы обучение и контроль за соблюдением правил. Сейчас вторая функция лежит на операторах, однако с учетом роста спроса на СИМ, она будет частично переходить городам. Чтобы наказание было неотвратимым, на каждом самокате обязательны укрупненные номера единого стандарта - так поездки с нарушениями смогут считываться городскими камерами. А за особо серьезные нарушения должны выписываться высокие фиксированные штрафы.

Четвертое - внедрить во всех городах системы верификации и проверки возраста, чтобы не допускать к управлению детей и подростков. Одним из способов верификации пользователей в сервисах аренды самокатов может стать ЕСИА (учетная запись, которую используют на портале Госуслуг). В Москве в новом сезоне уже тестируется обязательная верификация перед арендой самоката через портал Mos ID. За первый месяц авторизацию в Mos ID прошло больше 190 тысяч пользователей одного из сервисов. Система также не допустила к поездкам 17 тысяч детей и подростков.