Лукашенко поздравил Владимира Васильева с 85-летием
Легенда русского и мирового балета, который за свою долгую творческую карьеру станцевал практически все ведущие партии классических и современных спектаклей, народный артист СССР Владимир Васильев отмечает 18 апреля свое 85-летие.
В поздравительном адресе, который направил юбиляру Президент Беларуси Александр Лукашенко, констатируется, в частности, что, "обладая удивительным талантом, огромной работоспособностью и виртуозным мастерством", артист внес значительный вклад в сохранение и приумножение лучших традиций хореографического искусства.
А "для молодых артистов Вы являетесь образцом высочайшего профессионализма и олицетворением выдающихся достижений советской балетной школы", - подчеркнул глава государства.
Пожелав артисту доброго здоровья, счастья и благополучия, Лукашенко выразил уверенность, что его творчество и в дальнейшем будет содействовать укреплению белорусско-российских культурных связей.
Кстати, напоминают биографы юбиляра, коренной москвич, влюбленный в театральное искусство с детских лет, уже в 1948 году впервые выступил на концерте на сцене Большого театра. А еще через десять лет, окончив Московское хореографическое училище, был принят в его балетную труппу, где выступал до 1988 года. Его постоянной партнершей была супруга - балерина Екатерина Максимова, с которой он познакомился во время учебы в училище.
Природный дар и проникновенная выразительность в танце были единодушно отмечены балетмейстерами. Они не только предлагали одаренному исполнителю главные роли, но и ставили специально для него спектакли. Достаточно обратиться к репертуару главного театра России, на сцене которого Васильев был первым исполнителем партий Щелкунчика ("Щелкунчик" Петра Чайковского), Иванушки ("Конек-Горбунок" Родиона Щедрина), Меджнуна ("Лейли и Меджнун" Сергея Баласаняна), Сергея ("Ангара" Андрея Эшпая).
Но у каждого уникального исполнителя, констатируют театральные обозреватели, есть роли, благодаря которым он входит в историю. Для звезды отечественного балета такой ролью стал Спартак в одноименном балете Юрия Григоровича, за которую еще в 1964 году он признан Парижской академией танца лучшим танцовщиком мира. А в стране артисту вручили высшую награду тех лет - Ленинскую премию.
За творческую карьеру артист станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов. Он выступал как приглашенный солист в труппе Мориса Бежара "Балет ХХ века", Балете Марселя, театре Ла Скала, неаполитанском театре Сан-Карло, работал с ведущими хореографами своего времени - Роланом Пети, Юрием Григоровичем.
Уже более полувека Васильев выступает в качестве хореографа, поставив ряд балетов на советской и зарубежной сцене. Его дебютом стал балет "Икар" Сергея Слонимского, а позже он поставил балеты "Эти чарующие звуки", "Макбет", оригинальные балеты "Анюта" и "Дом у дороги" Валерия Гаврилина. А в Татарском театре оперы и балета восхищенные зрители рукоплескали еще десять лет спектаклю "Даруй нами мир", поставленный на музыку Мессы си минор И. С. Баха.
Запомнили поклонники артиста и его роли в художественных фильмах "Жиголо и Жиголетта", "Фуэте", где он заявил о себе не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. Снялся Васильев и в экранизациях балетов "Сказка о Коньке-Горбунке" и "Спартак" и ряде других лент.
Практически на рубеже веков более пяти лет он являлся художественным руководителем-директором Большого театра. В период его руководства была построена Новая сцена театра и основана балетная школа Большого театра в Жоинвили (Бразилия). Кроме того, уточняют театральные летописцы, артист является соучредителем и президентом "Фонда Галины Улановой", также художественным руководителем и председателем жюри Конкурса артистов балета имени Екатерины Максимовой "Арабеск".
Талантливый мастер, как правило, многогранен в различных проявлениях искусства. Биография юбиляра еще одно тому подтверждение. Он не только талантливый педагог, хореограф, но также поэт и художник. Уйдя со сцены, артист взялся за кисть и за перо, написав около 400 картин, многие из которых находятся в собраниях музеев.
Словом, жизненный девиз Владимира Викторовича полон оптимизма: не опускать руки и двигаться вперед к новым вершинам. С этим настроем он идет по жизни, ставя новые постановки и обучая талантливую смену.