«В прошлое нужно обязательно возвращаться каждому, кто хочет стать актером»

В Интернете продолжается международный фестиваль цифрового театра «О, театр, ты — мир!». Среди его участников — Шовги Гусейнов, заслуженный артист Азербайджана и Калмыкии, представивший постановку «Записки сумасшедшего» по одноименной повести Гоголя. Мы поговорили с ним о трагедии маленького человека, о современном поколении в театре и современности в целом. В середине произведения «Записки сумасшедшего» главный герой, когда еще не дошел до крайней степени безумия, спрашивает сам себя: «А кто я такой?». Как бы вы ответили на этот вопрос? Кто такой Поприщин, на ваш взгляд? Причем он «наверх» задает этот вопрос… Мне кажется, в этом вопросе и находится беда Поприщина, причина его безумия. Что такое великий патриотизм для меня? Когда каждый человек на своем месте, в своей профессии делает свое дело совестно. Поприщин — титулярный советник. Просто он не принимает этого. И я думаю, что из-за этого его Бог и наказал, взял его ум. Это я, прежде всего, говорю про постановку, которую мы уже много лет играем на сцене. Цифровая постановка, которая была показана на фестивале, конечно, отличается. Руслан Кутлыев, режиссер цифровой постановки, на этот вопрос наверняка ответил по-своему, исходя из своего прочтения этого произведения. А для меня же Аксентий Иванович Поприщин — это титулярный советник, который не смог смириться с тем, кто он есть. Вся эта трагедия происходит еще на фоне его романтических отношений, односторонних, к сожалению. На ваш взгляд, если бы они были обоюдны, то это спасло бы его, помогло бы не уйти в это безумие? Может быть. Знаете, каждый раз же по-разному играется. Это живое искусство. Иногда мне кажется, что он и это сам придумал. И эту девушку он придумал. Никакую карету он не видел, проходя мимо магазина. Никакого лакея тоже не было. Все это его придумка, понимаете? Наш офлайн спектакль начинается с обратной перспективы. Он уже сошел с ума, т.е. он не идет туда постепенно. Он уже находится в “смирительной рубашке” и смотрит обратную перспективу своей жизни. С какого года вы играете этот моноспектакль? С 1994 года. Много времени прошло... И вы сами, как актер, как человек, вероятно поменялись, по-другому смотрите на жизнь. Как изменился ваш герой, как вы его представляли в 1994 году и сейчас? Это две большие разницы или нет? Не то, что большие разницы. Это небо и земля. Особенно если говорить про эту цифровую постановку. Я очень консервативный в этом смысле человек, совсем не предполагал, что можно и так играть, можно и в таком виде цифрового дневника представить произведение и главного героя. В 1994 году я же совсем зеленый был, учился на четвертом курсе. И, откровенно говоря, мало что понимал, мало понимал эту проблему маленького человека. С годами все больше, а сейчас абсолютно точно понимаю проблему главного героя, он уже мой ровесник. Мы немного затронули тему русской классики. Вообще, титулярный советник – это такая характерная позиция для героев многих произведений. И многие классики говорили про маленького человека непосредственно через титулярного советника. Как вы думаете, если переносить в современность, кем бы мог быть такой человек? Кто он по роду деятельности? Контрабасистом в симфоническом оркестре. Как в постановке по произведению Патрика Зюскинда, в котором я тоже играю уже давно. Вообще эта тема маленького человека для меня красной нитью прошла через все творчество. Для меня это очень... нужная тема, она везде, если даже ты играешь, не знаю, хоть Гамлета, там все равно обязательно эта тема есть, без этой темы невозможно. На то она и велика классика, что всегда актуальна. Играй хоть через 200 лет что-то из Чехова, Достоевского, Джафара Джаббарлы, Гусейна Джавида, Абдурахимбека Ахвердиева — все равно будет актуально. Если уже переходить к разговору про будущее: какую роль вам хотелось бы сыграть? У меня никогда такой мысли не было - что хочу играть в кого-то… Мне кажется, об этом не должен думать актер. Это стихия режиссерская. Режиссёр должен думать про актера, это его зона ответственности. Режиссеры, художники, постановщики создают пространство. В этом пространстве мой долг, моя служба по совести, в этом пространстве органично существовать. Для меня в каждой роли важен человек. Зритель приходит в театр не для того, чтобы увидеть “как происходит” , а для того, чтобы увидеть “что происходит” . Эту глубину дает только театр. Ютуб, множество современных развлечений - это все ответы на поверхности, ответы на вопрос “как происходить?” А вот ответ на вопрос “что происходить?” - ответ на вопрос, по сути, на мой взгляд, надо искать в театре, в великих книгах. Вы еще преподаете. Как у вас вообще впечатление от молодых людей, от современного поколения? Я думаю, не только у нас, это везде сейчас. Молодежь по-другому сейчас думает. Они очень торопятся. У них технология - жизнь. Я тоже стараюсь учиться новым технологиям, занимаюсь в интернете. Но туда, в прошлое, тоже надо обязательно возвращаться, если они дальше хотят пойти стать актерами. Туда, где не было интернета. Где были только живые общение, книги и библиотеки. Если иногда туда не вернемся, из нас ничего не выйдет. И заниматься там душой человека. Это очень трудно - изучать человека. Но для актера это обязательно нужно - живое общение!

«В прошлое нужно обязательно возвращаться каждому, кто хочет стать актером»
© Ревизор.ru