"Закрой глаза и смотри": вечное сияние чистого голоса
"Закрой глаза и смотри" не похож ни на какие другие спектакли. В пьесах есть диалоги, "Закрой глаза…" — семь монологов, не связанных друг с другом. Другие спектакли заканчиваются аплодисментами, "Закрой глаза и смотри" с них начинается. Зрителей настраивают на просмотр, вернее, прослушивание спектакля, одновременно делая их участниками представления: вся публика шумом и аплодисментами синхронно имитирует звуки дождя. Некоторые советуют смотреть спектакль с закрытыми глазами, и это третья особенность постановки: "Закрой глаза и смотри" не смотрят, а слушают. В двухтысячных по радио выходила передача "Фрэнки-шоу", суть которой состояла в чтении биографических монологов. Некий чрезвычайно одарённый сумасшедший, которого озвучивал Вадим Демчог, каждый день просыпался в амплуа какого-нибудь вымышленного или исторического персонажа, всегда знаменитого, и читал их биографию от первого лица, будто рассказывая о своей жизни. Слушатели же по различным деталям текста имели возможность угадать личность, пока читается монолог. Потом передача закончилась, но монологи остались, так родился спектакль "Закрой глаза и смотри" — именно эти слова были девизом радиопередачи. Семь монологов читаются разными актёрами в почти полной темноте под аккомпанемент единственного музыканта, а зрители-слушатели стараются угадать, о ком идёт речь. В конце портрет личности с краткой биографической справкой выводится на экран, и участники своеобразной викторины могут себя проверить. Поскольку монологов "Фрэнки-шоу" куда больше семи, а после окончания передачи появлялись новые, каждое шоу уникально. Нельзя заранее знать, о каких именно личностях пойдёт речь и в каком сочетании они будут представлены. Такая непредсказуемость добавляет элемент интриги и даёт возможность смотреть спектакль неоднократно, не боясь полного повтора материала. Можно снова и снова слушать новые монологи и заново проверять себя, угадывая их "авторов". Спектакль отличается не только оригинальной подачей, но и непревзойдённой игрой актёров. Постановка требует серьёзного мастерства, поскольку артисты не могут призвать на помощь ни движений, ни жестов, ни мимики. Им приходится играть и оперировать исключительно голосом, но, если всё-таки открыть глаза, можно увидеть, как проникшиеся ролью актёры начинают телом выдавать свою вовлечённость. Можно заметить, как они по-настоящему вживаются в образ, и в этом, несомненно, помогает формат — монологи написаны от первого лица. Вписывается в контекст и дополняющее действие музыкальное сопровождение, звуковые эффекты настолько разнообразны и богато представлены, что порой трудно поверить в то, что музыкант на самом деле всего один. Каждый из монологов зачитывает один актёр, и из раза в раз они меняются. Каждый следующий набор ролей и актёров отличается от предыдущего показа, поэтому никогда не знаешь, кто окажется исполнителем. Всего в команде Демчога 10 актёров: Алексей Душевин, Юлия Железняк, Юлия Лазерсон, Михаил Морозов, Олег Невежин, Маргарита Быстрякова, Соня Володчинская, Александра Грин, Павел Далидан и сам Вадим Демчог. В постановке нет ничего лишнего, а есть упор на психологизм и самосозерцание, как и в авторских тренингах Демчога "Путь игры", направленных на самопознание и самосовершенствование. Над спектаклем не властны привычные законы жанра, нет ни декораций, ни других типичных атрибутов, существует только актёрская игра и восприятие зрителя. Наиболее запоминающиеся перевоплощения, как можно предположить, у автора идеи, режиссёра проекта и его творческого вдохновителя Вадима Демчога. Именно он подарил голос сумасшедшему из "Фрэнки-шоу", отдельные отрывки которого можно найти в Интернете. Стоит отметить, что сам спектакль ни в одной из вариаций нельзя найти во Всемирной паутине целиком: никто до сих пор не записал его полностью и не выложил. Это может быть связано с разными факторами, однако не отменяет нарастающей интриги и, несомненно, добавляет спектаклю своеобразной исключительности. Для показа "Закрой глаза и смотри" выбирают место в зависимости от даты. В Москве спектакль можно посетить в Тетрариуме на Серпуховке, театре им. Ермоловой, Театральном центре на Плющихе и во Дворце на Яузе, для других городов место так же зависит от даты спектакля — можно отталкиваться как от числа и месяца, так и от места. Неизменны время начала и продолжительность: спектакль всегда начинается в семь вечера и идёт три часа с антрактом. Во многом спектакль можно назвать второй жизнью проекта "Фрэнки-шоу", о чём сам Демчог рассказывает в начале представления. Таким образом зрителя посвящают в историю создания разворачивающегося перед ним действия и дают возможность почувствовать себя сопричастным. Но и безотносительно к сумасшедшему Фрэнки спектакль всё ещё смотрится/ слушается – эффектно, независимо от того, кто и чей монолог читает в данный момент. Остаётся закрыть глаза и смотреть.