Президент ФПА Володина: Защищать интересы граждан в суде будут только адвокаты
Президент Федеральной палаты адвокатов Светлана Володина в интервью "РГ" сообщила, что подготовлены законодательные предложения: представлять интересы граждан в судах смогут только адвокаты.
Светлана Игоревна, всех волнует реформа профессионального судебного представительства. На каком она этапе и что будет значить для граждан?
Светлана Володина: Позиция министерства юстиции по этому вопросу очень активная - идет последовательная, поэтапная работа, и надо отметить, что она происходит в постоянном диалоге с адвокатурой. На сегодня подготовлены законодательные предложения и продолжается их согласование с заинтересованными органами федеральной власти.
Суть реформы в следующем: представлять интересы граждан в судах будут только адвокаты. Предусмотрены и некоторые исключения - реформа не затронет деятельность субъектов, в отношении которых применяется специальное законодательство, - арбитражных управляющих, патентных поверенных и некоторых других. Такой подход позволит рынку юридической помощи очиститься от некомпетентных судебных представителей и попросту мошенников.
Для адвокатуры реформа - серьезный вызов. Мы должны продемонстрировать бессбойное функционирование по довольно объемному списку ключевых вопросов, и это прежде всего прием в сообщество большого количества новых членов.
Причем потребуется не просто отсеять некомпетентных и раздать адвокатские удостоверения квалифицированным, но и сделать так, чтобы вновь прибывшие почувствовали здесь свою профессиональную семью и приняли правила и стандарты, действующие в адвокатуре.
Какие неразрешенные вопросы здесь имеются?
Светлана Володина: Остался ряд вопросов, связанных с регулированием организационно-правовых форм ведения адвокатской деятельности. Требуется либо усилить такую форму адвокатского образования, как бюро. Либо включить в законодательство новую - в виде общества с ограниченной ответственностью. Эти вопросы необходимо решить для того, чтобы представители юридического бизнеса смогли переходить в адвокатуру безболезненно. Наибольшие споры возникают по поводу введения новой коммерческой формы адвокатского образования. Поэтому на этом этапе мы подумаем над совершенствованием адвокатского бюро. Но я уверена, что придет время и ООО станет нашей реальностью.
Суть реформы: представлять интересы граждан в судах будут только адвокаты. Это позволит избавиться от мошенников
Актуален ли вопрос со специализацией в адвокатуре? Допустим, появление адвокатов, работающих только по уголовным делам. Или только по налоговым спорам.
Светлана Володина: Это вопрос, который нам еще предстоит решить. В других странах специализация подтверждается количеством и качеством проведенных дел (то есть представляются судебные решения по данной категории дел), прохождением учебы и сдачей экзаменов. Но нужно понять: большие палаты, где тысячи адвокатов, справятся ли с таким подтверждением физически? Мне кажется, надо идти маленькими шагами - прежде всего, закрепить нормативно, что в реестре должно содержаться указание на наличие у адвоката статуса патентного поверенного или медиатора.
Усиливается ли контроль в отношении адвокатов со стороны адвокатских палат и со стороны Минюста?
Светлана Володина: Контроль адвокатских палат в отношении адвокатов не усиливается, он достаточный.
Самое главное, о чем многократно заявлял министр юстиции Российской Федерации Константин Анатольевич Чуйченко, независимость адвокатуры - очень важный принцип ее функционирования. Если будут вводиться дополнительные полномочия Федеральной палаты адвокатов, то - с целью решения общих задач. Например, в некоторых регионах существует очевидная проблема завышенного размера так называемого взноса первого месяца для вступивших в адвокатуру. В Адвокатской палате Республики Алтай, например, это 800 тысяч рублей. Такое решение приняла конференция адвокатов - высший орган региональной адвокатуры, и отменить его ФПА не может. Поэтому государство в лице Минюста России нам говорит, что Совет ФПА должен обрести такую возможность.
Как вы оцениваете состояние адвокатуры по прошествии последних двух лет - в период между Всероссийскими съездами адвокатов?
Светлана Володина: Последние два года адвокатура живет так же, как живет вся страна - в ситуации проведения специальной военной операции. Это новые вызовы для юристов, в том числе связанные с меняющимся законодательством, нужно оказывать помощь и участникам СВО, и их семьям, и другим людям, кого это коснулось. Со всеми функциями адвокатура справляется. В частности, не было ни одного глобального срыва в вопросе оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами в уголовном процессе, в том числе на новых территориях и в приграничных районах. На сегодняшний день в новых субъектах Российской Федерации полностью сформированы органы адвокатского самоуправления, работа идет в штатном режиме, профессиональное сообщество пополняется и уже насчитывает 625 адвокатов.

Какие сейчас проблемы актуальны?
Светлана Володина: По нашим сведениям, 355 адвокатов принимали или принимают в настоящее время участие в СВО, большинство из них пошли служить добровольно. 23 адвоката погибли - это большое горе, и мы скорбим вместе с их родными и близкими. Министр юстиции Российской Федерации принял решение наградить каждого участвовавшего в СВО адвоката ведомственной наградой. Спасибо коллегам!
Помощь адвокатам из Курского приграничья - еще один вызов. Без крова остались 35 семей наших коллег, 18 из них обрели адресную помощь, то есть адвокаты из разных российских городов приняли на себя обязанность помогать им финансово до момента, когда те смогут снова встать на ноги. Также с помощью акции по сбору средств нам удалось собрать около 11 млн рублей на покрытие срочных нужд. Понятно, что этих денег не может быть достаточно, поэтому мы просим всех, кто имеет возможность, продолжать помогать нашим коллегам из Суджи и других районов.
355 адвокатов принимали или принимают в настоящее время участие в СВО
А из закоренелых проблем?
Светлана Володина: Остается потребность в защите профессиональных прав адвокатов. В регионах при адвокатских палатах созданы специальные комиссии, и наша цель - укреплять это очень важное звено. Мы хотим, чтобы комиссии работали очень грамотно и системно. С этой целью мы проводим для них учебу, чтобы коллеги не просто узнавали из "Адвокатской газеты" о каких-то инцидентах, а имели четкий алгоритм действий в случае чрезвычайной ситуации.
Актуальными остаются профессиональные риски. Каждый должен задумываться (а уголовные дела - в особой зоне риска), что может совершить ошибку. Например, не нарочно или специально доверитель может дать ложную информацию. Задача адвоката - понимать ответственность за каждый юридический шаг.
Сохраняется проблема воспрепятствования адвокатской деятельности. Мы пытаемся инициировать включение в Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьи 149.1 "Нарушение права на получение квалифицированной юридической помощи". Такие действия, как недопуск защитника к задержанному, незаконные сбор или распространение сведений, составляющих адвокатскую тайну, любое иное вмешательство в адвокатскую деятельность либо препятствование этой деятельности, лишают адвокатов возможности оказывать доверителям юридическую помощь, вследствие чего, по нашему мнению, должны квалифицироваться как уголовно наказуемые деяния.
В уголовном процессе не решается проблема "двойной защиты". Это ситуации, когда при наличии адвоката, с которым у человека заключено соглашение на оказание квалифицированной юридической помощи, и в случае, когда он не злоупотребляет правом, в процесс приглашается защитник по назначению, например, чтобы провести какие-то следственные действия или принять участие в судебном слушании. Конечно, это нарушение права на защиту, причем существенное: право на защиту выбранным адвокатом бесспорно. И это особый случай грубого нарушения права на защиту.
А какие-то организационные проблемы остались?
Светлана Володина: Размер оплаты труда адвокатов по назначению в гражданских и административных делах не менялся многие годы и остается равным 550 рублям в день. В уголовном процессе увеличенные и проиндексированные минимальные размеры оплаты защиты к сегодняшнему дню снова стали критически небольшими. Мы вынуждены в очередной раз заострять этот вопрос.
Это не единственная проблема. Адвокаты не имеют возможности получить звание "Ветеран труда". То есть люди, много проработавшие, лишены такой льготы при выходе на пенсию, а фактически они, конечно, этого заслуживают. Мы ставим перед собой задачу решить данный вопрос. Как и вопрос льготной аренды помещений для адвокатских палат. Во многих регионах это очень важный аспект, особенно в малочисленных адвокатских палатах. По всей стране адвокатура выполняет очень важную публичную функцию, организует юридическую помощь, в том числе бесплатную и субсидируемую, а льготная аренда есть далеко не везде.
Над чем сейчас работает Комиссия по этике и стандартам ФПА РФ?
Светлана Володина: Это наиболее чувствительная часть работы Федеральной палаты адвокатов, потому что Комиссия занимается не только подготовкой разъяснений, но также, в случае жалобы на прекращение статуса адвоката, члены КЭС должны перепроверить решение региональной палаты.
На очередном Всероссийском съезде адвокатов будут приняты поправки в Кодекс профессиональной этики адвоката. Подготовленные КЭС изменения корреспондируют новеллам, внесенным в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в 2024 году.
Мы с Вами много говорили о вызовах, которые испытывает на себе адвокатура. И здесь можно назвать один общий итог. На все вызовы адвокатура отвечает всегда одинаково - оказанием квалифицированной юридической помощи.