Высокое искусство в столице Сибири

Выставка организована НГХМ совместно с Иркутским областным художественным музеем имени В.П. Сукачева, который, к слову, в этом году отмечает своё 155-летие, а для этой выставки любезно предоставил новосибирским коллегам лучшие работы из своей постоянной экспозиции. Представленные на выставке картины относятся к разным временным периодам и жанрам живописи. Впечатляет и перечень имён их авторов. Помимо указанных в названии выставки, это такие мастера, как Исаак Левитан, Иван Крамской, Константин Маковский, Архип Куинджи и другие. Если говорить о жанрах, то из пейзажей, безусловно, выделяются "Ночной пейзаж" Куинджи, "Сосновый лес" Шишкина и "Аллея" Левитана. Особой строкой проходит творчество художников-маринистов – Иван Айвазовского и Алексея Боголюбова. Одной из жемчужин всей экспозиции является картина Айвазовского "Утро в Венеции", написанная мастером в 1875 году. Из работ Боголюбова представлена картина "Бой корабля "Флора", где изображён один из эпизодов Крымской войны 1853-1856 годов. В жанре портрета особняком стоит "Нищая", или "Девочка-рыбачка" Ильи Репина. Этот выполненный в этюдной манере портрет, написанный в 1874 году, заслуженно считается едва ли не лучшим произведением раннего периода творчества великого художника. Таково, во всяком случае, было мнение Игоря Грабаря, ещё одного выдающего русского живописца. Но интересна эта картина не только своими художественными достоинствами, но и необычной судьбой. Она была куплена в 1880-е годы семейством иркутских меценатов Сукачевых, а затем передана в дар городу на Иртыше, и с тех пор хранилась в Иркутском музее. Уже в советские годы "Нищую" намеревалось заполучить в свою коллекцию руководство Третьяковской галереи, но в силу ряда обстоятельств этого не произошло. Кроме того, из портретов нельзя не отметить портрет императрицы Марии Фёдоровны, супруги императора Александра III, выполненный Константином Маковским. Его же кисти принадлежит и картина с историческим сюжетом – "Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного". В целом стоит ещё раз отметить уникальность данной выставки, на которой представлен почти весь цвет отечественной живописи, позволяющий составить довольно полное впечатление о развитии русского искусства XIX – XX веков. Поэтому данная экспозиция однозначно рекомендована к посещению как ценителям и знатокам живописи, так и просто всем любителям прекрасного. В конце концов, не столь часто жителям провинциальных городов выпадает честь и возможность прикоснуться к высшим образцам мирового искусства. Сегодня у новосибирцев такая счастливая возможность есть.

Высокое искусство в столице Сибири
© Ревизор.ru