Юрий Грымов: Любое посещение музея оставляет свой след в душе
Мы с коллегами в "Модерне" решили раз в месяц выбираться в какой-нибудь музей - всем коллективом. И вот, недавно мы посетили выставку передвижников в Третьяковке, которая завершилась на днях. Прекрасная экскурсия, замечательный экскурсовод, интересный подбор картин.
К русским передвижникам я отношусь спокойно. Хотя понимаю, что они запустили потрясающую инициативу - проехать по всей России и создать такой мозаичный портрет страны и народа. И эта идея вызвала колоссальный отклик в обществе. Везде, где побывали русские передвижники, - везде оживлялась культурная жизнь, образование, искусство.
Среди прочих я увидел одну из любимых моих картин - "Не ждали" Репина. Чем больше я думаю об этом полотне, чем больше всматриваюсь в детали, композицию, чем больше пытаюсь уловить эмоции на лицах героев этого сюжета, тем больше я убеждаюсь, что эта картина - это ответ Репина на "Явление Христа народу" Иванова. Потому что реакция участников - детей, прислуги, жены - та же: облегчение и радость, неверие и сомнение, страх и растерянность. И все движение, все взгляды направлены так же - на главную фигуру. Фигуру то ли человека, то ли призрака, который явился вопреки смерти. Человека, который пришел и принес с собой какое-то абсолютно новое, неведомое доселе знание. Совершенно тот же сюжет, только рассказанный не в лоб, а - вот так.
Я считаю, "Не ждали" - одна из величайших картин мировой живописи.

Ну и еще одно оценочное суждение. На сей раз - критическое. Я довольно часто посещаю музеи, и в России, и в других странах. Так вот, я считаю, у нас налицо какой-то перекос в сторону соблюдения сохранности картин - в ущерб их представлению, презентации зрителю. Очень много картин с музейным стеклом. Какое бы прекрасное ни было стекло, это стекло, и оно скрадывает, гасит авторскую палитру. А еще в наших музеях очень редко встречается серьезная, профессиональная подсветка картин. И иногда прямо обидно за прекрасные полотна: их просто невозможно рассмотреть.
Между прочим, многие мировые музеи практикуют такую вещь: приглашают известных художников, режиссеров, дизайнеров, чтобы те организовали пространство той или иной выставки. Подбор, размещение, свет - все это отдается во власть того или иного автора. Я видел очень интересные примеры такого сотрудничества и готов принять участие в чем-то подобном, если только идея заинтересует отечественных музейщиков. Если меня читает кто-нибудь из руководства Третьяковской галереи - с радостью возьмусь за такой проект, даже на добровольных началах.
А еще я мечтаю о выставке двух картин. Всего двух. Одного автора. Написанных на один и тот же сюжет и имеющих одно и то же название. Я имею в виду две картины Николая Ге, "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе", 1871 и 1872 годов. Одна из них хранится как раз в Третьяковке, другая - в Русском музее в Санкт-Петербурге. Это сопоставление было бы чрезвычайно интересно, уверен.
В общем, любое посещение музея оставляет свой след в душе. Искренне рекомендую почаще находить возможности для встречи с настоящим искусством.