Гендиректор "РЛО" Харламов: Замена лифта стоит более 4 млн рублей

Госдума приняла в первом чтении законопроект об обслуживании лифтов в многоквартирных домах. О том, сколько лифтов нужно заменить в стране, есть ли платные лифты и почему российские лифты лучше импортных, рассказал в интервью "Российской газете" гендиректор ассоциации "Российское лифтовое объединение", исполнительный директор Национального лифтового союза, секретарь комиссии по лифтам Общественного совета при минстрое Петр Харламов.

Гендиректор "РЛО" Харламов: Замена лифта стоит более 4 млн рублей
© Российская Газета

Сколько в России сейчас изношенных лифтов?

Петр Харламов: Всего в стране в эксплуатации 605 тыс. лифтов. Из них 50 тыс. уже отработали назначенный срок службы (обычно он составляет 25 лет, в других странах, в частности в Китае, меньше). И еще 60 тыс. лифтов отработают срок службы до 2030 года.

Как идет их замена?

Петр Харламов: Из этих 110 тыс., которые подлежат замене до 2030 года, 47 тыс. находятся в домах, собирающих на капремонт через спецсчета, и это самая главная проблема. Система капремонта существует десять лет. И владельцы спецсчетов могли накопить на замену лифта разве что в Московском регионе, где достаточно высокий взнос - 20-25 руб. А в некоторых других регионах до недавнего времени собирали на капремонт меньше чем по 10 руб. с квадратного метра. Этой суммы не хватит не то что на лифт, но и даже на то, чтобы крышу залатать. А замена лифтов - это самый дорогой вид работ. За пять лет цены выросли чуть ли не в два раза. В среднем по стране это уже более 4 млн руб. (стоимость самого лифта, демонтаж старого и монтаж нового.)

Какая-то финансовая помощь жителям со стороны государства существует?

Петр Харламов: В 2020 году был такой пробный шаг сделан. Правительство выделило 1,5 млрд руб. на субсидирование процентов по факторингу (рассрочке) замены лифтов. С помощью этой меры заменили более двух тыс. лифтов.

Последние пять лет мы обращаемся к правительству, чтобы была возобновлена программа софинансирования. Но, к сожалению, пока ее нет. Хотя сейчас схема с субсидированием процентов и не может работать, потому что слишком высока ставка рефинансирования, 21% никто не возьмется субсидировать.

Мы в качестве привлечения внебюджетных инвестиций попробовали применить облигационный заем. Сделали дебютный проект, выпустили облигации, продали их через Мосбиржу и эти финансы влили на замену лифтов. Собственники постепенно рассчитываются, а мы погашаем купоны (проценты) по облигациям. Облигация стоит тысячу рублей, а купонный доход обычно чуть больше, чем ставка рефинансирования. Ставки по банковским вкладам уже ниже 21%, получается, что в приобретении облигаций есть определенная выгода для инвестора.

Возможно и непрямое финансирование замены лифтов - например, можно снизить или вообще обнулить НДС на услугу замены лифтов. Тогда в ближайшие годы не будет хотя бы такого резкого увеличения цен на замену лифтов, как произошло за последние годы.

Застройщику нужен самый дешевый лифт

Число старых лифтов в ближайшие годы будет нарастать?

Петр Харламов: Решением комиссии Таможенного союза ЕАЭС 50 тыс. лифтов, у которых уже истек срок годности, можно менять до 2030 года, недавно срок опять был продлен на пять лет. Но как раз 20-25 лет назад у нас после "ямы" по строительству пошел рост ввода домов. И срок работы лифтов в новостройках тех лет подходит к концу. То есть к 2030 году отработают свой срок еще 60 тыс. лифтов. И про них в решении комиссии ничего конкретного нет - написано, что вопрос с ними должен решаться по национальному законодательству. А национальное законодательство ничего не говорит про эти лифты. Мы предлагаем в постановление правительства РФ внести дополнение, что этим лифтам после полного обследования можно продлевать срок сначала на три года, потом, после повторного обследования, еще на два года, но не более чем на 5 лет.

Что такое полное обследование?

Петр Харламов: Сейчас специализированная сервисная организация, которая обслуживает лифт, раз в месяц приезжает и проводит на лифте работы. А помимо этого раз в год должен приехать высококвалифицированный специалист от экспертной организации (желательно, чтобы эти организации не были взаимосвязаны), который делает независимую оценку состояния лифта. Он пишет, что в лифте такие-то недостатки, что нужно с лифтом делать. После их исправления лифт работает дальше.

Но если лифту уже 25 лет, то наше законодательство не позволяет продлевать срок его эксплуатации. Ростехнадзор как госорган по контролю и надзору за лифтами по идее должен вывести этот лифт из эксплуатации. Но мы понимаем, что это очень социальная тема, взрывоопасная. Как пенсионерке, например, подниматься на 10-й этаж? А маломобильные жители - как им без лифта-то выходить? Ни хлеб не купить, ни мусор вынести. Этот вопрос нужно оперативно решать. Мы этой темой еще год назад занялись.

Но и решение комиссии разбить проблему лифтов на две части было для нас неожиданным. Они так сделали, видимо, потому, что такая ситуация уже была пять лет назад. В 2020 году уже продлевали срок замены лифтов на 5 лет. И все надеялись, что за пять лет мы все сделаем. А тут бах - пандемия, потом кризис 2022 года. Пять лет пролетели, а цифры по замене абсолютно те же самые. Тогда было примерно 50 тыс. лифтов на замену и сейчас столько же.

А все-таки останавливают лифты реально?

Петр Харламов: Нет, пока не было случая, чтобы лифт остановили. Ростехнадзор грозится, и у него есть полномочия вывести лифт из эксплуатации. Но пока никто не решается.

Сколько лифтов сейчас меняют за год?

Петр Харламов: За весь прошлый год были проведены аукционы на замену 13 932 лифтов. Максимальное количество было в 2023 году - примерно 19 тыс. Надеемся, что в 2025 году число все-таки будет расти. Но некоторым регионам надо внимательнее к этому относиться. Бывает, что менять нужно до половины действующих лифтов. Обычно это связано с тем, что их медленно меняли в предыдущие годы. Вот, например, в Смоленской области 2999 лифтов всего, из них 1512 лифтов, то есть половину, уже надо менять. Но в 2023 году, например, они поменяли только пять штук. В 2024-м - 203. Но вы разделите 1500 на пятилетку! Надо менять по 300 штук в год.

В Самарской области больше всего лифтов - 15 тыс. в эксплуатации, из них 5852 надо поменять. А они очень медленно "запрягают". Они хотели, например, сделать лифтовый завод на территории области. Но, во-первых, его года через три только построят. А, во-вторых, когда они поменяют свои 5800 лифтов, что будут дальше с этим заводом делать? На рынке жесточайшая конкуренция, даже в соседнюю Саратовскую область будет затруднительно продать лифт.

Звучала идея - для ускорения обновления лифтов не полностью их менять, а заменять только самые изношенные части. Как вы к этому относитесь?

Петр Харламов: В лифтовом сообществе нет единого мнения по этому вопросу. Такой подход применялся с 2010 по 2013 год. Но в первую очередь это не соответствует требованиям безопасности. Есть перечень стандартов, которым должен соответствовать лифт. Мы их регулярно обновляем, они гармонизированы с мировыми стандартами. Приведу пример. В лифте есть несколько узлов безопасности. В том числе ловитель и ограничитель скорости. Они между собой связаны. Когда после ЧП в СМИ пишут, что кабина упала, тросы порвались - это не так. Кабина висит минимум на трех канатах, их невозможно перерезать, перекусить. Но даже если, предположим, все канаты рвутся, кабина начинает падать - есть ограничитель скорости. Он срабатывает, и ловители заклинивают кабину. Но произошло два случая, когда кабина, наоборот, пошла наверх и ударилась о потолок перекрытия, там развалилась, и люди упали с высоты в шахту. После этих трагедий мы в стандартах ввели ловители уже двустороннего действия. Они должны срабатывать и останавливать кабину в том числе, когда она нештатно идет вверх. Так вот, возвращаясь к замене узлов, лифты, которые сделаны 25 лет назад, невозможно, как бы вы их ни модернизировали, привести в соответствие современному, обновленному техрегламенту. Например, вот эти двусторонние ловители в них не поставить.

Второй момент - коррупционная составляющая. Бывало, что, когда меняли узлы, просто деньгами ворочали. На деле только красили старую запчасть и ставили ее обратно.

В других странах встречаются платные лифты. У нас возможно их появление?

Петр Харламов: Да, такие есть в Грузии, на Украине. В России платных лифтов нет. У нас плата на лифты заложена в строку "Содержание и ремонт" в квартплате. А по Жилищному кодексу все собственники квартир платят за общедомовое имущество одинаково. Если установить платный "турникет" для лифта, возможно, больше людей станут пользоваться лестницей, по крайней мере спускаться. Какой-то финансовый смысл в этом есть. Но в России пока прецедентов не было.

Более серьезная идея - сделать повышенный взнос на капремонт для домов с лифтами.

Петр Харламов: На этот счет тоже есть разные мнения. Есть мнения, что в доме, где лифта нет, собственники должны платить за капремонт даже больше, чем в доме с лифтом. Потому что дом без лифта - это максимум пятиэтажка. Площадь ее крыши может быть одинаковой с 12-этажкой, например. При этом затраты на замену крыши в пятиэтажке делятся на меньшее число жителей.

За пять лет стоимость замены лифта выросла с 2 до 4 млн рублей

Мощностей российских производителей лифтов хватит, чтобы до 2030 года заменить все, что положено?

Петр Харламов: Для домов до 30 этажей, по высоте это около 100 метров, российские производители вместе с белорусским заводом, который когда-то был построен, чтобы делать лифты для всего СССР, полностью закрывают потребности в лифтах. У нас около 30 производителей. В 2024 году было смонтировано около 29 тыс. лифтов российских производителей и около 6,7 тыс. - из Могилева. При этом производства загружены не полностью, российские предприятия могут выпускать более 60 тыс. лифтов в год. Даже с учетом новостроек, куда сейчас устанавливается более 20 тыс. лифтов ежегодно, резервы есть.

В целом декларируют производство лифтов до 150 предприятий, но если они показывают менее 12 лифтов в год, то это скорее лишь поставщики. Многие научились делать облицовку кабин и заявляют, что они производители лифтов. Мы придерживаемся позиции, что все-таки у производителя должны быть определенные критерии. Минпромторг сделал реестр российских производителей лифтов, сейчас в него входят семь заводов. Предполагалось, что к замене лифтов при капремонте домов допустят только тех, кто находится в этом реестре. Когда там был лишь один завод, мы выступали против, это монополизм. Но сейчас семь производителей, и мы далее работаем в направлении наполнения реестра.

Однако высокоскоростные лифты российские производители не делают, а для домов выше 30 этажей нужны именно такие. Для них не хватает чипов (впрочем, они нужны для всех лифтов), безредукторных лебедок. Кроме того, качество нашего металла для изготовления направляющих (вертикальных рельсов для лифта) оставляет желать лучшего. Для больших высот и соответственно скоростей направляющие должны быть с очень ровными, четкими стыками. Надеемся, что к 2030 году они появятся.

Вопрос производства высокоскоростных лифтов прорабатывается, но будем смотреть на ситуацию. Возможно, проще закупить иностранные лифты.

Какие лифты устанавливают застройщики - наши или импортные?

Петр Харламов: На замену изношенных лифтов сейчас идет исключительно российское и белорусское оборудование. А вот в новостройках часто ставят импортное. За прошлый год было импортировано более 8 тыс. лифтов. Мы рекомендуем закладывать в проекты российские лифты. Нам надо только на себя надеяться.

Вообще складывается впечатление, что застройщику нужен самый дешевый лифт. Самое дешевое поставить, продать квартиры - и он с этого объекта ушел, все. Пошел дальше строить.

Предполагается также унифицировать размер лифтов?

Петр Харламов: Да, сейчас ряд депутатов занялись очень активно темой лифтов, и это одна из инициатив. У одного известного западного производителя, например, размеры лифтов и лифтовых шахт нестандартные для России. И есть сейчас ряд домов, где надо менять их лифты. Нельзя сказать, что наши российские производители не могут сделать для них лифт. Могут, но он будет не серийный, штучный. Это долго и может быть в 2-3 раза дороже, потому что, чтобы его произвести, надо провести замеры, перенастроить все оборудование.

Поэтому нужно разработать и утвердить типовые размеры шахт и лифтов, чтобы дома строили только под них. И тогда любой из российских производителей сможет сделать лифт на замену. При этом вы сможете выбирать производителя, какая нужна вам кабина - зеленая, серая или другого цвета, с какими функциями и так далее.

В последние годы было немало разного рода ЧП с лифтами. Почему они происходят?

Петр Харламов: Все они связаны с непрофессиональным обслуживанием лифтов. До 2022 года был пробел в законодательстве и обслуживать лифты мог любой. Вы бы могли зарегистрировать свое ИП, ООО и идти обслуживать лифты. Вы договариваетесь с управляющей компанией или даже выигрываете конкурс, весь год ничего не делаете, деньги получили - через год оттуда ушли.

Позже, когда количество инцидентов увеличилось, в документах были прописаны критерии, требования к специализированным организациям, которые должны обслуживать лифты. В штате должен быть человек с техническим образованием, квалификацией, должна быть производственная база. Но это в формате декларирования, то есть вас проверяют лишь сначала, а повторно будут проверять, только если случится ЧП. По нашему мнению, лифты должны обслуживать профессиональные лифтовые организации. То есть не те, кто с улицы пришел, чтобы просто здесь заработать большие деньги, ничего не делая.

Также нужно учитывать, что в статистике, которая иногда фигурирует в СМИ, приводятся цифры инцидентов не только по лифтам в жилых домах. Когда здание еще строится, там лифта нет, но есть подъемное устройство, его можно назвать лебедкой или как-то еще. Но если инцидент там происходит, то его преподносят, что это случилось в лифте.

Что в целом нужно сделать, чтобы люди спокойно попадали в свои квартиры на высоких этажах?

Петр Харламов: Мое мнение о ситуации с лифтами в целом - не нужно строить столько высоких домов. У нас в стране такие площади, такие территории! Зачем нам нужны настолько высотные дома, где еще и могут быть проблемы с лифтами? Не дай бог, отключат электричество. Молодой человек пойдет пешком, но даже для него выше 12-го этажа подняться - проблема. Плюс это трата времени. Если вы живете на первом этаже, вы зашли в здание - и уже дома. А если на 20-м, это лишние несколько минут, чтобы спуститься или подняться.

Да, можно в Москве небоскребы строить, чтобы доказать, что мы можем это делать. Но у нас такая необъятная страна! Может быть, надо больше внимания уделять частным домам или максимум трехэтажным?

Тут возникает другая проблема, горизонтальная - развитие дорог и прочей инфраструктуры.

Петр Харламов: Да, но вот пандемия показала, что мы дистанционно можем работать. И это эффективно! Я до работы могу иногда по два часа и больше добираться, а если ты дома, все гораздо быстрее. Перекусил, сел за ноутбук - и уже работаешь, созваниваешься и так далее.