Эксперт Грачева назвала четыре принципа медиации для сохранения семьи
В Москве набирает популярность медиация как способ урегулирования семейных споров. Прийти к взаимоприемлемому решению и не доводить ситуацию до судебного разбирательства супругам помогают в Центре медиации и социально-правовой помощи и медиаторы семейных центров департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
По словам заведующей Центром медиации и социально-правовой помощи Ольги Грачевой, цель процедуры - помочь сторонам конфликта договориться и найти приемлемое для участников решение по всем вопросам. Если в суде итоговое решение остается за судьей, то здесь участники спора принимают его самостоятельно, а медиатор - независимый посредник - лишь помогает сформулировать договоренности.
"Медиатор управляет переговорами так, чтобы стороны достигли наиболее выгодного решения, которое удовлетворит интересы каждой из них. В результате составляется документ - медиативное соглашение. Его можно заверить нотариально, и оно будет иметь такую же юридическую силу, как и решение суда", - дополнила Ольга Грачева.
Медиация основывается на четырех ключевых принципах: конфиденциальность, нейтральность медиатора, добровольность и равноправие сторон.
Конфиденциальность процедуры обеспечивается письменным соглашением участников, которое в самом начале подписывают все стороны, в том числе и медиатор. Сделанные специалистом в процессе встреч записи уничтожаются после завершения сессий.
Добровольность означает, что никто не может принудить стороны пройти процедуру медиации. Участники имеют право выйти из процесса на любом этапе.
Принцип равноправия гарантирует всем участникам равные возможности для высказывания мнений, определения повестки переговоров и выбора места и формата их проведения. Медиатор при этом сохраняет нейтральность и независимость и помогает сторонам прийти к взаимовыгодному решению в атмосфере доверия и конструктивного диалога. Специалист для участников не является консультантом, но при необходимости он может направить стороны к юристам, чтобы лучше понимать правовые последствия принимаемых решений. В результате стороны сами договариваются по своим вопросам.
"Семья самостоятельно решает, нужно ли ей участие в медиации и может отказаться от этой процедуры в любой момент. Наш опыт показывает, что уже первая беседа со специалистом помогает взглянуть на конфликт под другим углом: понять причины противоречий, сформулировать конкретные интересы и структурировать дальнейшие шаги для урегулирования ситуации", - продолжила специалист.
Несмотря на то, что медиатор не является психологом, в практике специалистов московского Центра медиации и социально-правовой помощи немало случаев, когда конструктивный диалог помогал не просто найти решение, но и сохранить семью. Так, Анна и Иван решили расстаться после 10 лет брака и обратились к медиатору, потому что не смогли договориться о том, как после развода будет организована жизнь двух их несовершеннолетних дочерей.
"Из-за взаимных обид любые разговоры супругов заканчивались ссорами. Медиатор помог паре выстроить диалог, в процессе которого супруги обсудили претензии, услышали друг друга, сформулировали свои пожелания и ожидания и поняли, что хотят сохранить семью", - заключила Ольга Грачева.