Эксперт Ойнас - о превращении памятников в ресурс для развития территорий
Вдохнуть новую жизнь в один из старейших районов Воронежа с народным названием Девичок планирует сообщество местных жителей. Представители разных поколений и профессий вместе со специалистами обсуждают, каким должен быть квартал с трехсотлетней историей, где находится более ста объектов культурного наследия. Как превратить памятники из обременения в ресурс для развития территорий, рассказал "РГ" эксперт в области менеджмента наследия Дмитрий Ойнас - президент делового клуба "Наследие и экономика" (Москва) и директор проектов АНО "Коломенский посад" (Коломна).
Дмитрий, часто ли "перезагрузку" исторического места обеспечивают именно люди, а не бизнес, который хочет использовать конкретные объекты?
Дмитрий Ойнас: Чаще всего инициаторами проектов с наследием выступают общественники. Хотя сейчас этим направлением все больше интересуются и местные власти - порой даже не понимая, как действовать, но видя эффекты от процессов, запущенных где-то еще. Пытаются привлекать людей с опытом в активации наследия. Но сами власти не реализуют проекты - они могут им способствовать, усиливать отдачу. Основная нагрузка все равно ложится на общественность. А общественник легко может превратиться в креативного бизнесмена, таких примеров все больше.
Ресурсы часто не связаны с финансами. Людей вовлекают в проекты культура и эмоции
Ресурсы наследия очень высокомаржинальны. Если смотреть поверхностно, то это просто символы, значения или, как многие говорят, старье. Но "старье", которое дало основу дню сегодняшнему. Наследие - это не про прошлое, это про настоящее. И при креативном подходе оно позволяет усилить любые необходимые нам эффекты, в любой сфере жизнедеятельности. Есть, конечно, люди, которые просто реагируют на тренд, не вникая в технологии работы с прошлым. Их проекты запускаются и исчезают. Это пена, которая неизбежна при любой трансформации. Но все, кто берется за дело всерьез, выигрывают, ведь при помощи наследия, символов места можно увеличивать маржинальность абсолютно любого товара, сделав его узнаваемым, интересным. Рынок перестраивается с учетом тренда на локализацию и на индивидуальный запрос.
Вокруг символов места построен туристический кластер "Коломенский посад" в Подмосковье - несколько интерактивных музеев, кафе, "Дом Сурановых", где можно побывать с экскурсией или пожить с полным погружением в историю. А какие еще яркие проекты такого рода есть в регионах?
Дмитрий Ойнас: Очень показателен проект "Заповедные кварталы" в Нижнем Новгороде, созданный в рамках государственно-частного партнерства АНО "Асирис" с правительством области. А начиналось все так: было волонтерское движение, которое боролось за нижегородское наследие, а потом его участники взяли на себя прямую ответственность за судьбу объектов - не просто спасение, а возрождение. Наследие сохраняется только тогда, когда используется.
Какие экономические модели помогают окупаться проектам, связанным с наследием?
Дмитрий Ойнас: Многие делают ставку на эмоциональность. Но чаще всего эта модель в одиночку не работает. Точечно, на конкретном объекте, продажа эмоций может выстрелить и без дополнительных опций. Но лучше сочетать несколько типов моделей, особенно для развития территорий. Тогда возникает синергия, вы получаете разные источники ресурсов и разные инструменты мотивации. Ресурсы, кстати, часто и не связаны напрямую с финансами. Людей вовлекают в проекты культура и эмоции. Вокруг того же Девичка объединились воронежцы из разных сфер, и каждый смотрит на возможности территории под своим углом.
Что из господдержки является наиболее эффективным?
Дмитрий Ойнас: Полезными оказываются, например, субсидии на создание мини-отеля, организацию туристской инфраструктуры, поддержка небольших агрохозяйств. Эти формы поддержки не привязаны к тому, что в центре проекта - объект наследия. Но они напрямую стимулируют твою деятельность. Если ты ничего не делаешь, непонятно, зачем тебе этот памятник.
Большинство мер для инвесторов в сфере работы с наследием "заточено" под людей, которые могут сразу выложить серьезную сумму и удержаться в рамках жесткого графика восстановления объекта. Как правило, это плохо заканчивается. Быстро - не гарантирует хорошо. Да и в процессе работы у собственника могут поменяться планы или закончиться деньги. Примеров тому полно. И потом объект изымается, когда он уже сгорел или еще что-нибудь стряслось. А причина провала в том, что не было баланса между интересами инвестора и задачами властей. Чиновники хотят решить проблему в лоб. Но у государства нет доверия к обществу, а у общества - к государству.
Назовите удачные примеры проектов по возрождению дворянских усадеб?
Дмитрий Ойнас: В Черноземье в пример могу привести, наверное, только Скорняково-Архангельское в Липецкой области. Купленных усадеб много, и этот процесс продолжается. Но сказать, что где-то получилось хорошо, я не готов - не знаю, к чему дело идет. В нечерноземных регионах и на Северо-Западе успешных проектов много: "Студеные ключи" в Ивановской области, Воронино в Ярославской, Степановское-Волосово в Тверской, Асташово в Костромской. И еще много проектов, которые развиваются.
В чем секрет? Та самая синергия? В том же Скорнякове-Архангельском можно и пожить, и отобедать в стиле Серебряного века, и концерт посетить...
Дмитрий Ойнас: Основатель проекта Алексей Шкрапкин очень хорошо разбирается в экономике и при этом не чужд культуре. Тут как раз найден баланс прагматизма и романтизма. Для реставрации здания нужен был белый камень - посчитали, что проще купить сразу карьер. Теперь это часть экономики комплекса. Подобные эффекты нельзя придумать сверху, они могут родиться, только когда человек внутри процесса. Когда меня спрашивают, почему в России разваливаются и исчезают здания-памятники, я всегда отвечаю: мы не умеем в них жить.