Не выходи из "Комнаты". Задуваем свечи на юбилейном торте независимого театра

Один из омских независимых театров отметил день рождения квартирником в баре. Звучат гитарные аккорды, звуковик настраивает аппаратуру, девушка у микрофона говорит: "А можно мне эхо на голос наложить?" В уголке двое что-то читают по ролям - репетируют давно заученный текст, а две дамы (видимо, они здесь правят балом) сверяют список выступающих. Это привычная атмосфера любого квартирника. Именно в таком творческом формате независимый любительский театр "Комната 24" решил отметить своё десятилетнее существование в омском театральном пространстве. Театр был основан компанией студентов филологического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского в 2015 году. Через несколько лет руководители театра получили дипломы и покинули не только стены университета, но и труппу. Так руководство "Комнатой" переходило по наследству к новым студентам с пробивной энергией. Пока очередь не дошла до Арины Шульгиной (режиссёр) и Анастасии Чернышёвой (драматург и помощник режиссёра). Именно под их крылом театр вышел за пределы ОмГУ, став независимым. Ребята начали выступать на площадках Дома актёра и "Арт-центра на Любинском", а как-то даже сыграли спектакль в фотостудии . Арина Шульгина и Анастасия Чернышёва - Театр - это люди. А вернее, их чувства, мысли, идеи, отношение к жизни и друг к другу. С новыми худруками определённо изменился взгляд на концепцию театра: из студенческого он стал независимым. Что касается людей, как мне кажется, мало что изменилось. Мы свободные художники, которые сосуществуют вместе достаточно органично и заряжаются энергией друг друга, зажигают друг друга как маленькие, но яркие спички, - рассказала "Омск Здесь" режиссёр театра Арина Шульгина. Свой квартирник театр назвал "комнатник" и приурочил его к 10-летнему юбилею. Поэтому выступали на нём в основном актёры "Комнаты 24". Они показали зарисовки из спектаклей, а также исполнили песни и стихи, которые звучат в постановках театра. - Работать в условиях постоянной нехватки времени и ресурса тяжело, но я постоянно говорю себе: "Это время потрачено не зря". В ком-то это откликнулось, кто-то задумался, кто-то посмотрел на нас и поверил в свои силы. Я искренне верю, что всё, что мы делаем, не зря и ведёт к чему-то хорошему. Плюс волонтёрство и добровольный труд в крутой компании - всегда в радость. Это приятная усталость , - говорит помощник режиссёра и драматург "Комнаты 24" Анастасия Чернышёва. - Наш театр начинал как студенческий, а университетские годы - это вечера в баре с музыкой и близкими тебе людьми. Мы вспоминали прошлое, старые спектакли, немного забытую атмосферу акустических выступлений и фонящих микрофонов. Вайб определённо особенный, - говорит Арина Шульгина. Всего за период своей независимой жизни в театральной "тусовке" Омска "Комната 24" поставила пять спектаклей: "Вита" (12+) по сценарию Анастасии Чернышёвой, "Винсент, проснись!" (16+), который был посвящён жизни художника Винсента ван Гога, "Собачка бежит по кругу" (16+) по книге омского писателя Дмитрия Кононова, "Синяя птица" (0+) по пьесе Мориса Метерлинка и ромком "Когда выключат свет" (16+). Со сцены "QR-бара" в этот вечер прозвучали песни французской певицы Zaz и группы "Серебряная свадьба", стихи Ахматовой и Янки Дягилевой, а ещё романсы на лирику Лермонтова. - Zaz появилась в списке исполняемых композиций совершенно случайно: за несколько дней до "дня X" худруки меня попросили сыграть что-то из репертуара певицы. И я была бы не я, если бы упустила возможность спеть жизнеутверждающую песню на одном из своих любимых языков. Две оставшиеся из числа авторских - "Отблеск Марса" и "Человеку - человек", взяла по принципу взаимодополнения. Первая позитивно-шуточная, а вторая - с ноткой драмы и почвой для размышлений, - говорит актриса "Комнаты 24" и певица Дарья Низовая. Дарья Низовая Песня Дарьи "Человеку - человек" была вдохновлена спектаклем "Комнаты 24" "Собачка бежит по кругу" и уже стала саундтреком к этой постановке. - Перед первым просмотром спектакля во мне разгорелся исследовательский интерес. Я уже знала, насколько бережно Настя Чернышёва обращается с текстами-оригиналами, превращая их в пьесы. Но одно дело, когда ты берёшь за основу произведение зарубежного творца, связаться с которым физически невозможно, и другое, когда работаешь рука об руку с ныне здравствующим автором. Мне очень хотелось сравнить исходник и результат его драматургической переработки. Скажу откровенно: роман читался непросто, несмотря на небольшой объём. Однако темы, поднятые в нём, противостояние установок и ценностей героев, его насыщенность, экспрессивность и живость нашли во мне отклик. Вероятно, кризис четверти жизни дал о себе знать и позволил прочувствовать все эмоции великолепной шестёрки в полной мере. Минорное настроение не было привычным для меня, и всё же стихи и мотив пришли на ум достаточно быстро - всего за три-четыре часа с учётом всех корректировок. В итоге написанная песня стала моей попыткой отразить цикличность внутренних метаний героев и их скорбь по так и не найденной любви, - рассказала "Омск Здесь" Дарья Низовая. Другие актёры театра, Нейя (она же Анастасия Чернышёва, - прим. ред.) , Маша Черныша и Стас Омаров, тоже поделились своей лирикой и песнями с гостями "Комнатника". Кстати, там выступили не только выходцы из "Комнаты", но и те, чьим творчеством омского поэтического мира вдохновляются актёры: Александр Галахов, Неловкое молчание, Дед воскрес и Егор Арестов. И у каждого поэта есть то, о чём кричит его сердце и что он жаждет рассказать об этом всему миру. - Кризис идентичности, поиск искусства, жажда жизни, локальность её смысла, прошлое и настоящее, мысли о смерти, скорбь, обида, экстаз, любовь - пальцы кончились. Тем у моего творчества много, но я всегда пытаюсь сказать, что обязательно станет легче. Я люблю хорошие или хотя бы ободряющие концы, которые дают хоть толику надежды. Легче станет по-разному: со временем, с помощью чуда, со смирением или борьбой. Мои песни и пьесы - это мои выводы, которые я делаю на протяжении всей своей жизни. Возможно, это дневник моего взросления (надеюсь, я никогда до конца не повзрослею), - говорит о своём творчестве Анастасия Чернышёва. Конечно, не обошлось без импровизированных танцев, песен всем баром под гитару, мимолётного стендапа и того, что шло совсем не по плану. Но глядя на улыбки "комнатников" и их товарищей по творческой ноше, понимаешь, что следование сценарию проигрывает безмятежной творческой атмосфере, рождённой в импровизации. - "Комнату", как и Омск, невозможно покинуть навсегда. Она постоянно мелькает в тексте твоей жизни, становится в ней своеобразным рефреном. Выходит так, что этот суматошный, смелый, обожающий эксперименты театр, как утренний чай, любовь к музыке или близкие люди: без него просто-напросто нельзя. Поэтому я являюсь его частью и абсолютно уверена, что это надолго, - говорит актриса Дарья Низовая. "Комната 24" продолжает расширять свои творческие границы в надежде прочно закрепиться на арене омского андеграунда. Пока ещё у них нет своей площадки, где бы театр не был ограничен в желании экспериментировать. Поэтому актёры "Комнаты 24" в шутку называют себя кочевниками, но мечтают обрести свой маленький уютный "дом". Место, где собираются те, кто так же, как и "комнатники", любит театр во всех его проявлениях и верит, что у любительского комьюнити есть будущее. - Мне снится собственное арт-пространство. Я верю, что в Омске много таких же, как и мы драматургов, которые пишут в стол; людей с актёрским запалом, которые по разным причинам оставили свою мечту; режиссёров, которые репетируют с труппой по подвалам и ищут сцены через знакомых. Я бы хотела увидеть их и быть причастной к месту, в котором происходит реальный творческий нетворкинг. Где есть место для развития (ну и сцена с гардеробной, само собой). Мне кажется, каждый творческий человек заслуживает свою "Комнату". Ну и моей труппе я желаю продолжать работать, несмотря ни на что. Быть театром, в который хочется возвращаться, и заниматься любимым делом как можно дольше , - мечтает драматург Анастасия Чернышёва. Фото: Глеб Кужелев