Злынка: резные сказы города мастеров

"Добрая" или "злая" вода Городок в Брянской области, удивительный своей самобытностью, Злынка, расположен на западе региона, на живописной равнине, по обе стороны реки, от кото­рой и получил своё название. О происхождении гидронима "Злынка" до сих пор спорят. Одна из версий, предложенная злынковским краеведом А.И. Поддубным: "в древности реки часто определяли как имеющие добрую или злую воду. Отсюда довод, что вода реки Злынки имеет болотные истоки и может быть только "злой" По другой версии, гидроним происходит от польского "злим" – речная веха, бакен. Фото: Сергей Зятиков У злынковской земли богатая археологическая история. Здесь селились люди ещё в XII – I тысячелетии до н.э. В IХ – ХIII веках жили в Подесенье древнерусские племена северян, вятичей и радимичей. На Злынковской земле расположено немало памятников природы, в том числе, знаменитый 495-летний Кирьянов дуб в Злынковском лесничестве. Фото из открытых источников Первые поселенцы появились в этих краях в середине XVII века: в 1682 году на реке Злынке, в Стародубской волости, в урочище Плоховка, появился монастырь (скит), основанный раскольниками, некогда бежавшими за польский рубеж от преследований официальной церкви и властей. В дате основания слободы Злынка, так же, как и в топонимике, есть разночтения. Согласно одним архивным сведениям: "Слобода Злынка поселена в 1700 году в ранговых дачах стародубских полковников над речкою Злынкою…" По другим данным, как пишет известный историк А.М. Лазаревский: "Сл. Злынка при рч. Злынка поселена в 1702 г. в денисовских и лысовских грунтах по общему с обоих сторон злынцев с денисковцами и лысовцами, согласию". К концу XVIII века Злынка выросла в ремесленный центр. В ХIХ – начале ХХ веков Злынка, ставшая посадом, входила в Людковскую волость Новозыбковского уезда Черниговской губернии, а статус города обрела в 1925 году. Центр и старообрядчества и спичечной промышленности Злынка – один из центров старообрядчества. На месте старой молельной на ул. Сычева был построен Дом молельный с воротами ("рабская" моленная) старообрядцев Преображенского (Федосеевского) согласия. Фото: Сергей Зятиков Говоря о культуре старообрядчества, нельзя не упомянуть первое кладбище Злынки, ныне именуемое "Рабским". Улица, по которой несли с плачем покойников на кладбище, имела характерное название – Голосеевка, а в советское время стала Пролетарской. По сведениям краеведа В. Ф. Комовского, изучающего старообрядческую культуру, среди тех первопоселенцев, преобладали сторонники беспоповщины, со временем примкнувшие к федосеевскому согласию. В этих местах в 1758 году поселились наставники этого толка Феодул Дмитриев, Петр Федоров, Афанасий Семенов. Ими была построена Федосеевская Покровская обитель близ Злынки, а в самом городке – публичная Федосеевская часовня с колокольней, первое открытое церковное строением Злынки на первом же старообрядческом кладбище. На "Рабском" кладбище сохранились старые надмогильные безымянные камни, которыми отмечались места захоронения старообрядцев, включая надгробия середины XVIII века – если не первопоселенцев Злынки, то ближайших их потомков. Сохранились тут и редкие на сегодняшний день надмогильные старообрядческие сооружения: "голубцы". Обычно "голубцы" деревянные, но в этих местах их сооружали кирпичными. Недаром же славились везде злынковские мастера-каменщики!.. Увы, в наши дни от "голубцов" остались одни руины… Фото из открытых источников Со строительством в селе Барки фабрики по производству спичек в 1862 году слобода Злынка стала одним из центров спичечной промышленности в России. В 1883 году прошедшая недалеко от города железная дорога в поселок Вышков со станцией Злынка вызвала новое оживление в производстве спичек. Имена владельцев фабрик Осиповых, Родионова, Волкова были известны далеко за пределами России. Владельцами спичечных фабрик являлись как русские старообрядцы, единоверцы, так и евреи-предприниматели. В 1873-1880 годы открылось семь спичечных фабрик в Новозыбкове и Злынке. В 1909 году производство спичек увеличилось до 45,6 миллиарда штук, так как 14 января 1907 года в полутора километрах от железнодорожной станции Злынка открыли новую спичечную фабрику, по уровню своего технического оснащения превосходившую действующие. Ее владельцем был А.Ф. Родионов, выходец из старообрядцев. Вместе со своими сыновьями он основал "Акционерное общество А.Ф. Родионов с сыновьями", которое сбывало спички предприятия через свой же "Торговый Дом". Производство спичек "Акционерного общества А.Ф. Родионов с сыновьями" было отмечено в 1898 году золотой медалью "Благородного Императорского Московского общества сельского хозяйства". Злынковские спички получали престижные награды и международное признание на Парижской выставке 1900 года. До 1917 года и в целом до начала Великой Отечественной войны на юго-западе нынешней Брянской области производилось до 90 процентов всех спичек в стране. Фото из открытых источников До революции население Злынки было, в основном, неграмотным. Существовала только одна двухклассная церковно-приходская школа, в которой ежегодно обучалось 25-30 детей зажиточных мещан. В 1909 году в Злынке было открыто четырехклассное городское приходское училище. Для него было построено специальное каменное здание на Базарной площади (ныне площадь Свободы). По всей видимости, злынковские спичечные фабриканты Осиповы внесли свой вклад в его создание. Фото из открытых источников Семён Ганнибал и другие Невероятным образом Злынковская земля связана с именем Александра Сергеевича Пушкина. В селе Добродеевка был похоронен двоюродный дядя поэта по линии матери, Надежды Осиповны, правнук Абрама Петровича Ганнибала – "арапа Петра Великого", Семён Исаакович Ганнибал (1791– 1853), участник Отечественной войны 1812 года. В 1851 году он работал управляющим имением Добродеевка графа, генерал-майора Петра Ивановича Апраксина в Черниговской губернии (ныне село Злынковского района). Злынковская земля богата литературными и художественными талантами. Поэт, актёр, режиссёр, лауреат литературной премии имени А. И. Фатьянова, лауреат кинофестиваля "Золотой витязь" Николай Мельников (1966-2006), рожденный в селе Лысые, за свою недолгую, трагически оборвавшуюся жизнь, успел оставить заметный след в отечественной литературе и искусстве пронзительной поэмой "Русский крест". Злынковчане могут гордиться своим земляком – художником Игорем Сушенком (род.1964), ярким представителем лучших традиций русской реалистической школы живописи. Кроме того, Злынка – это город искусных мастеров-каменщиков. Фото из открытых источников По описанию военного историка, генерала М.А. Домонтовича, в середине XIX века в посаде Злынка было развито каменное и плотничье, кузнечное и сапожное ремесла, действовали четыре кожевенных завода. Мастеров-строителей было предостаточно. Они могли построить и украсить город и побольше Злынки. Злынковских мастеров можно было встретить на отхожих промыслах в Киеве, Варшаве, Вильно, Риге, Верхнедвинске, Москве, Брянске, Минске, Омске, Томске, не говоря о брянских городах. Фото из открытых источников Секреты мастерства каменной кладки передавались из поколения в поколение. В Злынке появились целые династии каменщиков: Воронины, Корягины, Титовы, Григорьевы, Якубовы, Мамонтовы, Орловы, Кирилловы, Лебедевы, Ивановы, Говядины, Погудины, Соколовы, Мосоловы, Карповы и др. Среди мастеров внутри артели существовала строгая соподчиненность в соответствии с личным умением. Например, каменщики разделялись на "первоучеников" – лучших мастеров, "лицевиков", выполнявших "лицо" дома, фасад со всеми украшениями, и на "второручников" – мастеров второй руки, выполнявших более простую работу внутри. Эти последние по-артельному назывались "буфетчиками" за то, что делали забутку (промежуток между наружной и внутренней кладкой) внутри стены, заливали ее раствором ("наливали", отсюда и прозвище). Фото Сергея Зятикова Злынковские каменщики участвовали в развитии и становлении национального стиля архитектуры конца XIX – начала XX веков. Одним из первых зданий, построенным при участии злынковчан, стал Исторический музей на Красной площади, возведенный в 1875-1881 годы в неорусском стиле по проекту академика архитекторы В.И. Шервуда и военного инженера-строителя, архитектора А.А. Семёнова. Приложили руку злынковчане и к сооружению в 1890-1892 годах здания Московской городской Думы по проекту мастера неорусского стиля Д.Н. Чичагова, где в советское время размещался музей В.И. Ленина. В строительстве Никольского морского собора в Либаве (Лиепая, Латвия) в 1914-1918 годы участвовал житель Злынки, "подрядчик каменных и штукатурных работ" Фаддей Щербаков. Известно, что злынковские каменщики работали на строительстве московских вокзалов: в 1899 году – Киевского (Брянского), а в 1907 – 1912 – Белорусского (Брестского). Наконец, мастера-каменщики из Злынки в начале ХХ века участвовали в возведении отдельных корпусов и сооружений знаменитой Брестской крепости. Еще больше зданий было возведено искусными мастерами в советские годы. В 1920–1930-е годы, а также после Великой Отечественной войны злынковские строители подтвердили и приумножили давнюю славу земляков. Вот лишь малая часть московских зданий, построенных в стиле конструктивизма с участием злынковских каменщиков: Наркомзем, Центральный телеграф, автомобильный завод АМО (позднее им. Сталина, им. Лихачева) (1927 год), здание комбината газеты "Правда" (1931–1937 гг.), административные и жилые здания "Аэрофлота". Дом Наркомзема. Фото: Юрий Доровских / личный сайт С сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы одновременно было заложено восемь сталинских высоток. В здание Московского государственного университета на Ленинских горах ежедневно укладывалось почти полмиллиона штук кирпича в течение 1949–1953 годов – в том числе, руками злынковских каменщиков. Они участвовали и в возведении других высотных зданий Москвы в 17, 22, 24, 27 этажей, построенных в 1948–1956 годах, и многих других зданий и сооружений столицы. История сохранила имена славных мастеров-каменщиков из Злынки, трудившихся в советское время на знаковых стройках Москвы. Одним из старейших каменщиков там был злынковчанин Варфоломей Родионович Быков (1886-1964). Он участвовал в возведении Дома Правительства (легендарный "Дом на набережной", архитектор Борис Иофан, 1931 г.), МГУ и выступил соавтором пособия "Организация кирпичной кладки комплексной бригадой" 1940 года. Михей Платонович Бирюков, старший производитель работ треста "Мосжилгорстрой", за разработку и осуществление индустриальных методов строительства многоэтажных жилых домов в Москве был удостоен Сталинской премии 3 степени за 1950 год вместе с большой группой строителей и инженеров. Город-музей или "резные сказы" А теперь отправимся на экскурсию в современную Злынку, чтобы полюбоваться её архитектурой и "резными сказами", наследием злынковской школы народного зодчества. Заслуженный архитектор России Василий Николаевич Городков в своих книгах исследовал и подробно описывал творения мастеров злынковской школы деревянного и каменного зодчества. Он называл Злынку "городом мастеров самобытной резьбы". Фото Дмитрия Радченко По количеству объектов культурного наследия Злынку вполне можно назвать городом-музеем. В городе сохранилось несколько памятников храмового зодчества. В центре – храмовый комплекс церквей Вознесения и Николая Чудотворца; на Республиканской улице – церковные ворота (брама), середины XIX века, выполненные злынковским мастером-универсалом С. Ф. Корягиным. Ворота вели к утраченным храмам – каменной Никольской церкви и летней деревянной церкви Святого Великомученика Никиты. На окраине города, у кладбища, расположена церковь Покрова Пресвятой Богородицы – Покровская церковь (середина XIX в.). Фото: Сергей Зятиков В Злынке сложился своеобразный облик застройки, состоявшей из домов, богато украшенных пропильной резьбой. И сегодня многие деревянные дома сохраняют характерные черты местного строительства. Это невысокие избы под четырехскатной или двускатной кровлей, с тремя окнами на улицу, с глухими заборами и скамейками около них, с навесами у высоких ворот. В центре, у торговой площади, располагались крупные деревянные особняки с мезонинами. На рубеже ХIХ-ХХ веков в застройке Злынки появились кирпичные одно- и двухэтажные дома, в убранстве которых прослеживается влияние деревянного зодчества (например, купеческое подворье на торговой площади, бревенчатые фасады которого облицованы кирпичной кладкой, подражающей декору деревянных построек). Основной чертой злынковской школы народного зодчества была большая декоративность в отделке зданий – кирпичных и деревянных. Упрощая и видоизменяя декоративное наследие русской архитектуры конца XVII века, местные зодчие создавали нарядные постройки из обожженного красного кирпича. Широко применялся разного вида фигурный кирпич: лекальный, закругленный, тесанный "на скос" и с выкружкой. Из него делались многопрофильные карнизы с богатыми светотеневыми эффектами, выкладывались наличники, им украшали поля стен. Фото Сергея Зятикова Излюбленным средством декора деревянных зданий была резьба почти по всей поверхности главного фасада дома снизу доверху. Наряду с разнообразной по рисунку – горизонтальной, вертикальной, "в елку" и косой, простой и фигурной – обшивкой тесом стен, сложной и тонкой профилировкой архитектурных членений, резьба органично вплеталась в архитектуру зданий, придавая им сложно-узорную воздушность, замысловатые световые эффекты, трепещущую сетчатую тончайшую тень. Прорезные насквозь дощечки подзоров, как кружевные занавески, повешенные в несколько рядов, располагались перед плоскостью фасада. Последний ряд обычно положен на гладкую доску обшивки и четко выделяется узорчатым рисунком тени. Фото Дмитрия Радченко Размещаются резные композиции украшения фасадов в двух главных местах: на венчающем карнизе дома и наличниках окон. В особо богато отделанных домах к ним прибавляется фриз – поле стены над окнами и панель – нижняя часть стены от подоконника до кирпичного цоколя. Небольшое поле стены, остающееся без резьбы между окнами, "разыгрывается" обшивкой из досок. Иногда эти поверхности покрывали ковром прорезной наложенной резьбы. Фото Дмитрия Радченко На стенах яркими узорчатыми картинами выглядят обрамленные нарядными наличниками окна. Мастерство резчика расценивалось по умению делать наличники. В Злынке – великая галерея этих картин-наличников. Оригинальны тут и ставни, которыми окна закрываются на ночь. Каждая створка делалась складной. Раскрытая створка ставни, отведенная в сторону и сложенная вдвое по ширине, становится боковой частью наличника окна. Она хорошо укладывается в предусмотренное для нее место между навершием и подоконной частью наличника. Ее лицевая сторона украшена накладной резьбой или филенками. Злынковская резьба представляет собой прорезной выпиловочный орнамент с решительно геометризированным рисунком, как ленты кружев, состоящие из повторяющихся совершенно одинаковых элементов, геометрических форм. Рисунок орнаментов весьма разнообразен. В прорезных элементах – это "стрела" или "копье", по-разному украшенные, опущенные острием вниз. Это и очень сложные, напоминающие классические узоры киматия (в античной архитектуре изогнутая форма, криволинейный профиль), и хитросплетения тонких криволинейных, идущих от кружевной вязи композиций. В накладных элементах встречаются узоры, очень близкие по рисунку к древнегреческому меандру (неразрывный бордюр, представляющий собой сплошную линию); бусы и зубчики в профилях карнизов здания и наличников; самобытно стилизованные пальметки (растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, жимолости) в навершиях и в верхней декоративной части (очельи) наличников, ромбы, плоские пирамидки, лирообразные бутоны, крученые жгуты и многое другое. Фото Дмитрия Радченко И, наконец, в узорчатой архитектуре домов Злынки большую роль играл сугубо местный элемент – подташек (навес над скамьей). Почти у каждого дома стояла скамейка, а над ней – защита от солнца и дождя: небольшая крыша, "родная сестра" козырьку над крыльцом, когда крыльцо выводилось на фасад. Главным элементом декора подташека были кронштейны, поддерживающие двухскатную крышу с резной нарядной кромкой. Выступающие за плоскость фасадов домов подташеки придавали улицам неповторимую прелесть, являлись визитными карточками домов. Совместно с воротами и калитками составляли нарядные ансамбли малых архитектурных форм. Под стать им были уличные колодцы. Приходится лишь сожалеть, что этих ансамблей в полном виде не сохранилось до наших дней почти ни одного, остались лишь отдельные составляющие. Фото Сергея Зятикова Многолетний искусный труд мастеров создавал неповторимый своими узорами облик Злынки. Ушли эти мастера в прошлое. К сожалению, злынковские мастера не оставляли своих "монограмм" на изделиях, поэтому и имена их установить очень трудно. Можно назвать лишь некоторые. На стыке XIX – XX веков в Злынке работали Спиридон Филатьевич Корягин и Александр Иванович Сычев. Это родоначальники злынковской деревянной резьбы. К ним примыкают их ученики и сотрудники: Я.М. Гарбузов, К.С. Корягин, П.И. Силин, Ф.Р. Силин, И.В. Овчинников, И. Осинов, И.Г. Сальников, П.Е. Кашеваров, Ф.К. Новиков и другие. Руководили бригадами лучшие опытные резчики, как, например, Корягин Кирик Спиридонович. У него до последних дней жизни хранились рисунки и шаблоны резных украшений. На улицах города еще остались дома с резными сказами, выполненные лучшими злынковскими мастерами. На улице Ленинской – дом 29 с резьбой в стиле ампир начала ХХ века. Улицы Республиканская и Коммунальная наиболее богаты исторической застройкой с домами, украшенными резьбой, скажем, дом лесопромышленника И. Золотницкого (Республиканская, 40), и еще несколько. На Коммунальной, некогда Большой Ширяевке, в самом центре посада, фабрикантам Осиповым принадлежали несколько каменных домов. Это комплекс кирпичных зданий, где в советское время размещались промышленные предприятия, а в одном из них – даже парткабинет райкома. Фото Дмитрия Радченко Злынка всегда обладала неповторимым архитектурным колоритом. Ещё в ХIХ веке путешественники отмечали обилие домов-крепостей, что объяснялось старообрядческим укладом жизни. Такие добротные каменные дома с воротами сохранились на улице Карла Маркса (№№ 3 и 5) постройки начала ХХ века и на Республиканской № 293 – жилой дом с воротами и подташеком… Важно, что Злынка не увяла, не исчезла, подобно тысячам других городов и селений, а из столетия в столетие росла и развивалась. Жители сохранили самобытность архитектуры города, но как бы бережно ни сохраняй свои "кружевные" дома, резьба постепенно разрушается. Сегодня волонтеры популярного движения "Том Сойер Фест" обратились к хозяевам уникальных домов Злынки с предложением запустить проект по сохранению и восстановлению фасадов зданий. Фото из открытых источников. Закончим экскурсию стихотворными строками злынковчанина Сергея Михайловича Сидорова: Старые липы, кудрявые клёны, Город в садах, словно в сказке зелёной, А быть может, вовсе не город, А любимое сердцу местечко, Где дома с древнерусской резьбою И узорами на крылечках?

Злынка: резные сказы города мастеров
© Ревизор.ru