Четыре судьбы, 13 персонажей и одна актриса. Театральный Бунин на сцене ЧАТа

В Лицейском театре показали спектакль, в котором четыре рассказа Ивана Бунина о любви и смерти сплетаются в одну женскую судьбу. Любовь и смерть всегда вдвоём. Говорят, что Ивана Бунина сложно назвать популярным автором. Он пишет витиевато, сочетает несочетаемое в описаниях природы, а темп его повествования слишком медленный - писатель точно смакует каждое слово. А ещё его тексты трудно переносит театральная сцена. Однако это не остановило актрису Дарью Воронцову из Санкт-Петербурга, которая привезла в Омск на фестиваль моноспектаклей ЧАТ постановку "Иван Бунин. Четыре смерти про любовь" (16+). За полтора часа вместе с актрисой зритель "примеряет" на сцене четыре женские судьбы, которые, как времена года, идут друг за другом: юность весны, оставив после себя горькое послевкусие, сменяется зимними холодами. Спектакль делится на четыре части (четыре рассказа Бунина): "Стёпа", "Лёгкое дыхание", "Кавказ" и "Холодная осень". Они сохранили свою независимость и плавно переходят один в другой, знакомя с новыми персонажами. В них в одно целое органично сплелись жестокость, детская восторженность, нежность, предательство и, конечно, любовь и смерть - две подруги, вечные соперницы, которые всегда идут вместе. Однако имя Бунина, как объяснила Дарья Воронцова, не зря стоит во главе названия спектакля: режиссёр постановки Александр Синотов и актриса почти без изменений перенесли бунинский текст на сцену. Да и сам Бунин угадывается в своих героях, и это не удивительно: автор всегда пишет о себе. Дарья Воронцова - В работе над спектаклем мы пришли к концепции бунинской причастности к описанным им историям. На самом деле все его рассказы, особенно о женщинах, - это глубоко личная история. У него были непростые отношения с женщинами. И, когда Бунин писал, он тоже рефлексировал над собственным опытом, переживал какую-то личную интимную историю. И мы немного приоткрываем вуаль его личной жизни, - рассказала "Омск Здесь" Дарья Воронцова. В общей сложности, как говорит актриса, в спектакле 13 персонажей, и все они живут в её голове, из которой она в нужный момент выхватывает подходящий голос. И моментально перевоплощается из мерзавца-купца в 15-летнего подростка, а после в мужском костюме на сцене рассуждает от имени гимназистки о женском лёгком дыхании и выплясывает под La Seine (песня Ванессы Паради из м/ф "Монстр в Париже" (0+), - прим. ред.) . Актриса рассказывает, что совладать со всей "баскетбольной командой", которую тебе приходится сыграть на сцене в одиночку, нелегко. Мужские персонажи у неё сразу получились разноплановыми и яркими, а вот женским образам не хватало жизни. - Парадокс был изначально в том, что как раз женские фигуры получились достаточно плоские. Когда я создавала этот спектакль, мне было так страшно играть мужчин, потому что меня за это забулила абсолютно вся женская половина кафедры (актёрской, - прим. ред.) : "Нет, это невозможно! Какие мужчины? Играйте, что есть!" Я переживала, а вдруг не выйдет, что как раз мужчины у меня получились сочные, разнообразные, красивые, а женщины штампованные. Мне пришлось ещё раз всё пересмотреть, чтобы снова развернуть женские образы, дать им настоящую жизнь, неподдельную, женскую, - говорит актриса. На сцене минимум декораций: стол, стул и микрофон. Каждая песня в спектакле не только отражает внутреннее состояние персонажа, но и является неким водоразделом между рассказами. Вот по дороге скачет купец Красильщиков из новеллы "Стёпа" под резвый бой песни Гарика Сукачёва "Поворачивай к чёрту", а вот как будто бы дух Оли Мещерской из рассказа "Лёгкое дыхание" прощается с миром живых и поёт "Последнюю поэму" из фильма "Вам и не снилось" (12+). Спектакль открывается рассказом "Стёпа". Лихой купец Красильщиков, который "очень гордился своей русской статью", попадает в грозу и решает переночевать на постоялом дворе. Там его встречает перепугавшаяся разгула природы 15-летняя девушка Стёпа, дочь хозяина, который отлучился по делам. Мерзавец Красильщиков воспользовался ситуацией и изнасиловал подростка, после чего сбежал. Он дал обещание жениться, но разве когда-то их сдерживает? В какой-то момент уровень напряжения в зрительном зале достиг того уровня, когда хочется закрыть глаза от охватившего тебя страха за беззащитного ребёнка. А что стало со Стёпой… Трудно ли догадаться? - Женщины в спектакле очень разные. Они разного возраста, и у них разное самоощущение, но их судьбы всё-таки, как ни странно, похожи. Все женские образы, которые есть на афише (четыре лица в гриме), - это внутреннее ощущение героинь, ведь в спектакле их такими не увидишь. Но при этом они каким-то удивительным образом соединяются у самого Бунина, потому что он любил таких женщин, он на них смотрел, он их изучал, он их вписывал в свою жизненную картину. Несмотря на то что у меня мужской образ в спектакле, женщина во мне прослеживается моментально, потому что моя женская сущность никуда не девается. Я перед вами! А всё остальное - это напускное, это всё делается внутренним ощущением. Одежда здесь не так важна: вы увидите, как можно играть одновременно насильника и жертву, - рассказала Дарья Воронцова. Вторая история - рассказ "Лёгкое дыхание". Это история Оли Мещерской. Красивой девушки-гимназистки, обаятельной, всеобщей любимицы, смышлёной, ужасно любопытной и живой. Она была свободна от чужого мнения, но никто не знал, что на самом деле творится в её голове. Именно за свой слишком женский для юной девицы вид она получила выговор от начальницы. На что Оля ей как-то ответила, что она и есть женщина, и виноват в этом друг отца Оли и брат самой начальницы. Оля была убита влюблённым в неё военным из ревности: он не вынес рассказа о её первом опыте. Вот только кажется, что Оля сделала это не случайно. Был в её жизни человек, который пришёл и вырвал всю радость детства из её мира. Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!.. - говорит героиня рассказа. Третья история в духе кабаре - "Кавказ". Он молод, жутко влюблён… в жизнь и страстен, она замужем. Вместе молодые люди решают сбежать на Кавказ от ревнивого мужа героини. И у них получилось. Любовник восхищается томными прохладными вечерами, шумом моря и соком фруктов и гадает: почему его возлюбленная не перестаёт плакать. А тем временем её "рогатый" муж, обыскав всё черноморское побережье, чисто помылся, сытно позавтракал, оделся во всё белое и выстрелили себе в виски из двух пистолетов. Не изменяя литературности общего тона спектакля, актриса умело использует главный бунинский приём резкого переключения событий. Ещё пару строк назад перед читателем расстилается кавказская равнина, а в следующем абзаце он пытается понять, что ему делать с информацией об очередной бессмысленной смерти. А в жизни разве как-то иначе? Эмоциональный диапазон достигает пика в самом спокойном из бунинских произведений, но и самом трагическом. "Холодная осень" - это рассказ от лица женщины, которая уже готовится покинуть мир живых. На её долю выпали тяжкие испытания Первой мировой войны. Её возлюбленный погиб на поле боя, страна исчезла с географических атласов, семья разорилась, муж умер, а ребёнок, которого она воспитывала, не хочет знать её. И вот теперь она доживает в Ницце свои последние дни в нищете и вспоминает, что в её жизни, по сути, не было ничего, кроме того вечера холодной осени. Тогда, ещё юная и красивая, она провожала своего любимого на войну и говорила ему, что не переживёт его смерти. А, оказывается, пережила. Так, ведя зрителя через года, актриса Дарья Воронцова на сцене прожила четыре жизни, которые сплелись в единый женский портрет, в котором отражены любовь, боль, правда и сила. Судьба, с первого взгляда, чужая, даже выдуманная, но горько знакомая многим, пронеслась у зрителей ЧАТа перед глазами. И было слышно, как даже тишина прислушивается к тому, что говорит актриса и кто говорит её устами. Фото: Илья Петров

Четыре судьбы, 13 персонажей и одна актриса. Театральный Бунин на сцене ЧАТа
© Омск Здесь