Народный художник РФ Алексей Ткачев скончался, не дожив 5 месяцев до столетия

Только на днях в интервью "Российской газете" молодой и талантливый художник Алексей Крюков рассказывал, какое это счастье - работать в творческих мастерских под руководством легендарного Алексея Петровича Ткачева, человека, "в глазах которого никогда не угасало солнце", как вдруг Российскую академию художеств облетела горькая весть - Алексея Ткачева больше нет. Он умер под Тверью, где жил в последние годы. До своего столетия академику, народному художнику России и просто всеми любимому и признанному мастеру русского реализма оставалось всего пять месяцев.

Народный художник РФ Алексей Ткачев скончался, не дожив 5 месяцев до столетия
© Российская Газета

Алексей Петрович для всех, кто интересуется искусством, конечно, неотделим от своего старшего брата Сергея Петровича, который тоже не дожил до столетия считанные месяцы - его не стало весной 2022 года. Это был тандем, примеров которому в мировой истории живописи, пожалуй, нет. Они практически всегда творили вместе. Не так, чтобы один начинал, а другой заканчивал, или один - давал идею, а второй - воплощал. Нет, именно вместе. "Стояли рядом у холста, и пока один рисовал левую сторону, другой писал на правой, - вспоминает художник Максим Фаюстов. - Или бывало так, что старший устанет, отойдет от холста отдохнуть, а младший продолжает с того же места, на котором остановился старший. Одно только наблюдение за их работой давало нам, молодым, вдохновение на недели и месяцы".

И ведь удивительно, говорили сегодня в мастерских, никто из братьев Ткачевых никогда друга друга не критиковал, не делал замечаний. И не было даже намека на то, что кто-то из них считал себя талантливее другого. Это было именно братское сотворчество, которое, казалось бы, невозможно в век, где каждый творец тянет одеяло на себя.

И к молодым они относились тоже не по правилам века. "Мы знаем много мастерских и целые города, в которых есть легендарные мастера, и они из своих учеников творят своих клонов. Братья Ткачевы же наоборот выпустили из-под своего крыла целую россыпь великолепных российских художников, абсолютно не похожих друг на друга", - подмечает Фаюстов, который и сам художник от Бога.

И действительно, через творческие мастерские братьев Ткачевых прошло много талантливых художников - Дмитрий Белюкин, Сергей Андрияка, Сергей Присекин, Дмитрий Шмарин… Всех не перечислишь. Российская академия художеств в своем некрологе не без основания отмечает: "Уход Алексея Петровича - это не только утрата для художественного мира, но и большая потеря для всей страны".

А ведь был период в судьбе Алексея Ткачева, когда и его творческая линия могла прерваться. Старший брат ушел на войну, а он 16-летним вместе с отцом отправился в Свердловск, где работал разметчиком танковых и авиамоторов на Уралмаше. Но вдруг прямо на завод пришла странная для военных лет бумага - юношу отзывали в художественную школу юных дарований, куда Ткачева порекомендовал Игорь Грабарь.

И вот приходит Алексей к директору завода, дважды Герою социалистического труда, в руках - вызов. Стоит, мнется, вроде как и сказать о таком неловко, не место и не время… Но директор, прочитав документ, улыбнулся - что ж, если тебя нашли в такое время, значит ты и правда - талант. "Ехай, будь хорошим художником".

И он стал. Но сначала дождался брата. Однажды журналисты попросили вспомнить самый счастливый момент в их жизни. Сергей Петрович, не задумываясь, ответил - когда кончилась война. Алексей Петрович тут же добавил, кивая на брата, - когда он вернулся с войны.

И совершенно естественно, что победители - и те, кто был на фронте; и те, кто умел ждать как никто другой, - стали героями их полотен на долгие десятилетия. "Мать", "Сыновья", "Благословение. Последний", "В партизанском крае", "Весна наступает". Конечно же, "Дети войны. 1941" - одна из жемчужин Третьяковки, и "Май сорок пятого" из Русского музея - картина, на которой семья встречает отца, вернувшегося с войны с одной рукой, - миллионными тиражами расходилась в Советское время по газетам, учебникам и почтовым маркам.

В эти шедевры не грех окунуться и сегодня, они легко находятся в Сети.

Другая тема Ткачевых - русская деревня, ее рассвет, а потом угасание. Они, родившиеся в небольшом селе под Брянском, никак не могли смириться с тем, что человек бежит со своей земли в город… А вместе с человеком уходит и жизнь, уходит душа, уходит натура.

Пожалуй, одна из самых значительных здесь работ - "Матери", за которую тогдашний министр культуры СССР Екатерина Фурцева устроила художникам публичную выволочку: "Чего это такое? На Бабу-Ягу похожа!". Министр не знала, что на картине изображены жена Алексея Петровича, его дочь и мать… Художник смолчать не смог и также при всех наорал на министра: "Это же матери наши!".

Чиновница оказалась не злопамятливая. Вскоре братьям присудили Госпремию, и, когда в Третьяковке сделали выставку "Русская женщина", заглавной была именно эта работа, которая когда-то так не понравилась Фурцевой.

…Их спрашивали после падения СССР - все, о чем вы писали раньше, теперь не актуально, на смену поколению победителей пришло поколение рвачей, не в моде и деревни, каковы будут ваши темы сегодня?

"Если Россия - это океан, а художник - волна, он не может быть не возмущен, когда возмущена стихия. Художник всегда найдет себе тему и ее выражение", - был их ответ. И они писали. Пробуждая глубинные смыслы, зажигая Вечные огни памяти, возрождая деревни. Они верили в страну, пожалуй, больше, чем сама страна верила в себя. Они могли себе позволить не сдаваться.

И они победили.

Прощание с Алексеем Петровичем Ткачевым пройдет в деревне Малый городок Вышневолоцкого округа Тверской области 6 апреля.

Кстати

Тридцать лет назад в Брянске открыл двери Музей братьев Ткачевых. Сами художники передали в его коллекцию более двухсот своих работ. Музей рассказывает о жизни и творчестве легендарных мастеров. В частности, в честь векового юбилея Алексея Петровича и 80-летия Победы здесь запустили проект "Девять военных историй из жизни художников братьев Ткачевых". Проект доступен на официальном сайте и на страницах учреждения в социальных сетях.