Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Война останется на сцене

Темами весенних премьер Курского драматического театра стали Великая Отечественная война и СВО. Поставленные на сцене произведения написаны в разное время, но события и судьбы героев удивительно переплетаются – люди защищают Родину, теряют любимых, близких, друзей. Как они перенесут боль утраты, как будут жить дальше? Об этом – премьерные спектакли. Ждём героя! Спектакль «Как я остался человеком» по одноимённой повести курского драматурга Александра Демченко не сходит со сцены почти месяц. Зрители, видевшие постановку не однажды, единодушны: с каждым разом спектакль оставляет всё более сильное впечатление. Сюжет, в основу которого положены реальные события, не отпускает ни на минуту. Главный герой узнаёт о смерти друга Романа, волонтёра, уехавшего на Донбасс. Неизвестные прислали жене добровольца видео, на котором запечатлена расправа над гражданскими, в том числе над Романом. Зрители не видят, что там на экране телефона. Слышат только слова: «С вами никто не будет говорить, мы вас будем убивать». Главный герой уходит в зону боевых действий, чтобы найти убийц друга. Спектакль основан на реальных событиях. Он создан в рамках федерального проекта «СВОи. Непридуманные истории» при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Пьесы для проекта создаются в лаборатории «Актуальная драматургия о специальной военной операции» Академии творческих индустрий «Меганом». В основу двенадцати спектаклей, которые увидят жители розных регионов России, легли судьбы бойцов СВО. Ребята общались с драматургами. Курск – один из первых городов, где премьера уже состоялась. Александр Демченко рассказал, что 70 процентов содержания пьесы – факты и лишь 30 процентов – художественный вымысел. – Я не так много знаю о судьбе прототипа моей героини, – говорит актриса Курского драматического театра Юлия Высочиненко, сыгравшая жену волонтёра. – Знаю, что на момент, когда она получила это видео, у неё уже была дочь (в пьесе женщина ждёт ребёнка). Знаю, что именно дочь посмотрела видео первая. Знаю и то, что в реальной жизни видео было гораздо страшнее, чем в пьесе. Слава Богу, я не теряла родных, но всё, что происходит на сцене, мне очень близко. Я родом из Белгорода. Там и сейчас живёт мой папа. Слава Богу, что мама с сестрой переехали в Курск. Но мне было очень страшно. Первая сцена далась мне непросто. Моя героиня ещё не знает, что мужа нет в живых – она его ждёт. Я представила, как она напряжена, как подбегает к двери на каждый звонок. Мне кажется, что, когда она выходит на улицу, часто ошибается: ей видится, что муж идёт домой. Но это не он! Просто незнакомец в похожей куртке. Зрители очень переживают за судьбу бабы Кати – жительницы села в прифронтовой зоне. Она многое пережила – видела ужасы, которые творили нацисты. В спектакле её, раненую, эвакуируют, спасают. К сожалению, о судьбе реальной женщины, ставшей прототипом героини, ничего неизвестно. Только то, что в 2023 году она жила на территории, где шли боевые действия. Заслуженная артистка Курской области Нина Полищук, создавшая образ Бабы Кати на сцене, недавно удостоена премии «Спасибо». Эту премию получил и Максим Кудрявцев, сыгравший бойца с позывным «Хохол». Роль у Максима сложная. Его герой – украинец, участник Майдана. «Я сразу понял, что это кровь и грязь», – говорит он своим боевым товарищам. Теперь он доброволец, участник СВО. Готовясь к роли, актёр учился разговаривать «на суржике». – Раньше у меня были роли с немецким акцентом, были польские мотивы, китайские, – говорит Максим. – С произношением украинских слов мне помогли ребята из Луганска. У «Хохла» тяжело на сердце: вот почему он иногда отшучивается, вклинивает прибаутки. Легче посмеяться, когда на душе большой груз горя, беды. Проще посмеяться, когда внутри вулкан горит. Ведь до сих пор не все сослуживцы ему доверяют. Например, зрителю кажется, что «Хмурый» недолюбливает «Хохла». Бойца с позывным «Хмурый» сыграл Евгений Сетьков. На роль своего погибшего друга (в спектакле «Хмурый» остаётся в живых) его утвердил сам прототип главного героя – из-за внешнего сходства. – Просматривая фотографии артистов, Артур указал на меня, – говорит Евгений Сетьков. – Но потом выяснилось, что настоящий «Хмурый» далеко не молод. Ему около 60 лет, он комбайнёр. Когда жена (актриса Елена Гордеева) посмотрела на фото, она сказала: «Тебе, чтобы быть «Хмурым», надо очень постараться». Я придумал: чем больше я высмеиваю «Хохла», тем больше я «Хмурый». Мне кажется, мой герой с недоверием смотрит на окружающих. Потому и «Хохлу» до конца не доверяет. Он на войне такого насмотрелся – мой герой расскажет об этом сам… Главную роль в спектакле сыграл Максим Карпович. Актёр говорит, что создать образ ему помог боец, с которым он случайно познакомился ещё в начале СВО. – Тогда я попал в больницу, – рассказывает Максим. – Парня лет 25 привезли прямо с фронта. Они стояли где-то под Харьковом. Тогда наши туда только начинали заходить. Ему надо было лечиться, и он мог бы остаться. Но он сказал: «Не могу лежать, когда мои пацаны там погибают». Я не знаю, жив он или нет. Для меня он – герой. Как и Артур, как и все, кто выезжает в зону военных действий: корреспонденты, медики. В театре отметили: в репетиционный период у артистов, игравших бойцов СВО, даже походка изменилась. – Это из-за костюмов, – считают артисты. – Мы постарались максимально подобрать форму, которая была там. Пусть автоматы, конечно, не оригиналы, не боевые. Но важно было почувствовать в руке вес оружия. Кстати, они достаточно тяжёлые. Как и пластины бронежилета. Но, конечно, наше обмундирование гораздо легче боевого. Кульминация спектакля – последний бой Артура. Он чудом выжил, но врачам не удалось спасти ему ногу. Зрители слышат монолог, в котором ни слова вымысла. Это слова самого бойца. Артур рассказал, что в трудные минуты ему помогало письмо маленькой девочки – такие послания отправляют школьники на фронт. В спектакле главный герой возвращается в мирной жизни и находит свою «спасительницу» – маленькую Иону. В реальной жизни парень только надеется её когда-нибудь встретить и поблагодарить. Сейчас, восстановившись после ранения, он вновь в зоне боевых действий. – Надеемся, у спектакля есть будущее. Главное, чтобы война была только на сцене, а не в реальной жизни, – говорят артисты. – Наш спектакль – не лозунг, а история, которая могла произойти с каждым. Режиссёр Вадим Павленко записал спектакль на видео и послал его Артуру. Спектакль ему очень понравился. – Этого отклика мы ждали больше всего, – говорят актёры. Хотелось бы его самого увидеть. Он обещал, что приедет, когда вернётся. О любви и войне В минувшие выходные на сцене Курского драматического театра состоялась премьера спектакля по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Постановка посвящена 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это первая пьеса будущего классика. Мы привыкли считать, что в её финале фронтовики возвращаются домой после победы над врагом – это мы видим в фильме Михаила Калатозова «Летят журавли». На самом деле Виктор Розов написал пьесу «Вечно живые» за два года до победы – в 1943 году, находясь в отпуске после ранения. Фильм же был снят в 1957 году. На курской сцене спектакль поставил режиссёр Сергей Виноградов. – Я впервые обращаюсь к творчеству Виктора Розова, хотя его драматургия мне особенно близка, – рассказал режиссёр. – Виктор Сергеевич – мой земляк. Какое-то время я возглавлял Ярославский ТЮЗ его имени. «Вечно живые» – спектакль, с которого начался великий «Современник». Для русской советской драматургии это знаковая пьеса, позволившая по-новому посмотреть на тему Великой Отечественной войны, осознать, что война – это не только батальные сцены, что героизм возможен и за пределами боевых действий. Зрители входят в зал, сразу попадая в особую атмосферу: занавес открыт, расставлены декорации, стол, венские стулья, мебель довоенного времени, семейные фотографии на стене. Любопытная деталь: на стилизованных под 40-е годы прошлого века фото – портреты людей, которых нет в пьесе. Кто эти люди, как сложились их судьбы – каждый зритель может додумать их историю сам. Одну из главный ролей в спектакле сыграла актриса Курского драматического театра Екатерина Шаповалова (вторая исполнительница – Вероника Богдель). – Не раз читала пьесу, смотрела фильм «Летят журавли», – рассказывает актриса. – Всегда думала: «Боже, здесь я хотела бы сыграть кого угодно, но не Веронику». Я её не понимала и даже осуждала. Мне ближе вторая героиня – Ирина: сильная, несмотря на внутренние переживания, она продолжает работать, делать что-то для общества. А Вероника – нежный цветок, который падает на дно. Но, увидев распределение ролей, не удивилась. Внутреннее ощущение, что эту героиню сыграю я, возникло сразу, как только стало известно, что мы будем ставить эту пьесу. В процессе работы над спектаклем мнение актрисы изменилось. Для артиста важно отключить себя внутреннего и попытаться понять поступки своего персонажа. Сегодня Екатерина сочувствует каждому герою пьесы. – Сочувствую я и своей героине, – говорит она. – Хотя мне было тяжело каждый раз отключить себя и включить Веронику. Мне кажется, она – моя полная противоположность. В любых сложных ситуациях я начинаю бороться и скорее выберу одиночество, чем жизнь с нелюбимым человеком. Но и она в конце концов поступит так же. Принимайте её такой, какая она есть: искренняя, наивная, темпераментная, живая, с каким-то внутренним порывом. Моя героиня не понимала, что делает. Но в конечном счёте она это осознала! Боль, утрата, которую она пережила, невозможно забыть. Образ Бориса – возлюбленного Вероники, погибшего на войне, – великолепно воплотили Михаил Тюленёв и Никита Комягин. Отца Бориса – Фёдора Ивановича Бороздина – сыграли заслуженные артисты РФ Юрий Архангельский и Эдуард Баранов. Роль Марка исполнил Дмитрий Баркалов. – Для меня работа над спектаклем была удовольствием. В Курске очень хорошая труппа первоклассных артистов! – говорит режиссёр Сергей Виноградов. – Пьеса абсолютно «раскладывалась», то есть были подходящие актёры, которые могут играть на 100 процентов. Мы старались найти современное звучание этого текста. Надеюсь, это удалось. Составная сценического образа – театральный костюм. Он помогает перевоплощению актёра. Костюм – это и обувь, аксессуары, причёска, грим. Через всё действие проходит мягкая игрушка – белка. Борис подарил её Веронике, уходя на фронт. Белка сыграет огромную роль в судьбе девушки, перевернув в её жизни всё. Игрушку создала художник Елена Баженова. Мастера долго искали подходящий материал, чтобы игрушка не была похожа на современную. Начальник пошивочного цеха Маргарита Рузанова связала корзиночку, которую белка держит лапками. – Чтобы можно было спокойно открыть и закрыть на пуговку, положить орешки и записку, – рассказывает Маргарита Рузанова. – Как сделана белочка, мы «подсмотрели» в фильме «Летят журавли». Работаем за «Спасибо!» 27 марта отмечался Международный день театра. В этот день по традиции жюри подвело итоги профессионального конкурса театральной премии «Спасибо!». В этом году премию «Спасибо», учреждённую Союзом театральных деятелей России, вручали в девятый раз. В конкурсе участвовали Курский драматический театр, ТЮЗ и Курский театр кукол. В номинации «Приз зрительских симпатий» своё мнение высказывали обычные зрители – поклонники театра. По традиции в течение года после спектакля они оставляли свои записи на театральных билетах. Остальные номинации премии «Спасибо» – результат голосования профессионалов. Здесь выбирали актёры. По мнению зрителей, в этом театральном сезоне лучшими стали актёры Курского театра кукол Елена Костина и Александр Титов, актёры ТЮЗа Анна Федосова и Александр Сидоров, актёры драмтеатра Елена Цымбал и Дмитрий Баркалов. «Лучшими премьерными спектаклями» признаны постановки «Про мою маму и про меня» (ТЮЗ), «Теремок» (Театр кукол) и «Контрабас» (драмтеатр имени Пушкина). «Лучшая эпизодическая роль» – у актёра ТЮЗа Егора Жигулина за роль Ворона в спектакле «Маленький Дед Мороз» Михаила Романенко. Премия в номинации «Лучшая мужская премьерная роль» у Александра Титова (ТЮЗ). В спектакле «Кот в сапогах» он воплотил сразу двух персонажей – Короля и Людоеда. Актриса Курского театра кукол Татьяна Баркалова получила награду в номинации «Лучшая женская премьерная роль» (спектакль «Приключения Каштанчика» по сказке Владимира Орлова). «Лучшая роль» у актрисы драмтеатра Альфии Яфаровой, сыгравшей «Кикимору» в спектакле «По щучьему велению». Победители в номинациях «Лучшая премьерная роль второго плана» – актёры ТЮЗа Олег Воробьёв и Анна Федосова (спектакль «Про мою маму и про меня»). В номинации «Главная премьерная роль» премия вручена актрисе Курского драматического театра Нине Полищук за роль Бабы Кати в спектакле по пьесе Александра Демченко «Как я остался человеком» и актёру Максиму Кудрявцеву (роль солдата с позывным «Хохол»). Победителями в номинации «Главная премьерная роль» стали также актёр ТЮЗа Даниил Авдеев (спектакль «Сверху донизу»), актрисы Наталья Молокоедова (ТЮЗ, роль монашки в спектакле «Сверху донизу) и Елена Печкуренко (роль Зайца в спектакле «Кот в сапогах»), актёр драмтеатра Евгений Сетьков (роль контрабасиста в спектакль «Контрабас»). Художественный руководитель Курского драматического театра Юрий Бурэ предложил в следующем году внести ещё одну номинацию – «Лучшему зрителю». Елена ГАМОВА, фото Александра Малахова