Марина Москвина: Текст диктанта - особый жанр, который требует особого подхода

Ежегодная акция "Тотальный диктант" пройдет 5 апреля. В этом году его напишут на шести континентах в разных точках земного шара, в том числе за полярным кругом в городе Нарьян-Маре. На территории России к акции присоединятся жители более 900 населенных пунктов. Также текст диктанта напишут в 80 городах 50 стран, среди которых Китай, Индонезия, Ирландия, Камбоджа, Коста-Рика, Марокко, США, Филиппины, Швейцария

Марина Москвина: Текст диктанта - особый жанр, который требует особого подхода
© Российская Газета

Столицей Тотального диктанта в этом году стала федеральная территория Сириус. Автор диктанта 2025 - Марина Москвина, писательница, финалист премии "Ясная Поляна", лауреат Международного Почетного диплома Андерсена.

Марина, стремительно приближается волнующий момент не только для участников, но и для вас. Команда Тотального диктанта готовилась к нему около года. Что вы чувствуете?

Марина Москвина: Вдохновение. Как виндсерфер, ожидающий девятый вал, чтобы взмыть на гребень и лететь, стараясь не выпустить из рук парус, не потерять хода, радуясь новым удивительным возможностям. Понимаете, стать автором Тотального диктанта - невероятно интересный опыт. И для меня, например, дело тут не в проверке грамотности населения. Ведь литература, культура, искусство - ценны не только сами по себе. Но тем, что пробуждают человечность, разумность, сострадание и милосердие. А кто, как не писатель, во все времена напоминает людям о хрупкости и драгоценности жизни, радости и любви.

В преддверии Тотального диктанта чуть не весь мир штудирует ваши книги - и детские, и взрослые - такие солнечные, веселые и грустные. В школах, библиотеках проводятся семинары, пишут сочинения, в одной библиотеке в Уфе даже по мотивам прозы Марины Москвиной устроили поэтический турнир!

Марина Москвина: Здорово, что у меня благодаря диктанту появилось столько замечательных новых читателей. Ведь каждая книжка - это твое страстное послание человечеству. Помните, как герой Сарояна с утра пораньше бросал в форточку прохожим письмо: "Люди Земли!.." - там было написано, ну и так далее. Или наоборот: поэт пишет письмо возлюбленной, а сопереживает ему весь мир… Что-то в этом духе! Мои предшественники, прошагавшие по этому пути, известные писатели, сочинили очень интересные вещи. Леонид Юзефович, Гузель Яхина, Евгений Водолазкин, Андрей Геласимов, Марина Степнова, Павел Басинский, Анна Матвеева… - все они уникальные миры. Но я удивилась, что их тексты объединяла потрясающая плотность текста, густота замеса. И только когда сама взялась за дело, поняла, что текст диктанта - это особый жанр, он и требует особого подхода.

Что в нем особенного?

Марина Москвина: Во-первых, четыре главных текста должны быть объединены одной темой. Это похоже на венок сонетов. Поэтому Дина Рубина каждый новый текст начинала с той же фразы, на которой заканчивала предыдущий. Я тоже ощутила связь столь короткого высказывания со стихами в прозе. Даже вспомнила хайку - японское трехстишие Басё: "На голой ветке/ ворон сидит одиноко/ осенний вечер…" Емкость фразы, равномерное дыхание, плавность переходов и краткость - тебе задан точный размер: 288 слов. Изволь уложиться с фабулой, завязкой, кульминацией и в финале - подвести итог.

Сколько всего текстов должен написать автор диктанта?

Марина Москвина: Я написала шесть текстов для русскоязычного населения планеты. Четыре основных - для четырех часовых зон: Дальнего Востока, Сибири, Европы и Америки. Один - для детей, самый интересный. И самый душевный - для организаторов Тотального диктанта, которые будут проводить диктанты в своих городах и поэтому не смогут сами написать текст.

Всех взволновал и растрогал этот ваш рассказ. О чем он был?

Марина Москвина: О доме, где я родилась, где прошло мое детство, о первой московской высотке в Большом Гнездниковском переулке в центре Москвы. Там жили мои бабушка с дедушкой, родилась мама и я тоже. Там есть знаменитая крыша, которая заменяла жильцам двор, где мы катались на самокатах, пели в хоре, а вечерами в клубный телескоп разглядывали звезды и планеты. На десятом этаже было издательство "Советский писатель". Михаил Булгаков называл наш дом заколдованным - здесь Мастер впервые встретил Маргариту. Сюда захаживал по издательским делам Борис Пастернак, наведывался в гости к Бурлюку Маяковский. Здесь Юрий Олеша сочинял "Ни дня без строчки". И "председатель земного шара" Хлебников, глядя на Москву с высоты птичьего полета, размышлял о судьбах человечества. Это как старая любовь. Наверное, похожие чувства испытывает каждый.

Я, конечно, грамотный человек, но со стилистикой обращаюсь свободно и на свое усмотрение

А чему посвящены главные тексты диктанта?

Марина Москвина: Один мудрец сказал: для развития и сохранения культуры необходимы приключения! А замечательный английский писатель Брюс Чатвин добавил: "Мир должен быть сотворен человеком посредством скитаний и последующим рассказом обо всем увиденном". Поэтому основные четыре текста мы решили посвятить моим путешествиям, тем далеким землям, которые позвали меня, и мне посчастливилось отозваться на этот зов. Урал, Сибирь, Камчатка, Сахалин, средневековые замки Испании, древние дороги Японии… Я побывала в Индии, в Больших Гималаях, в Непале, Вьетнаме, на какой-то старой развалюхе бороздила Желтое море и на маленьком паруснике пыталась пробиться сквозь льды к Северному полюсу в Ледовитом океане. О каждом из самых опасных путешествий написаны книги, а теперь и тексты для диктанта.

…И отдельный - для школьников?

Марина Москвина: Да! Мы решили назвать его НЕДИКТАНТ, чтобы ни у кого не возникало ассоциации с какой-нибудь проверочной контрольной. Мне сказали: а теперь все эти опасности и приключения, которые ты пережила в своих путешествиях и описала для взрослых, соедини в один рассказ! Да так, чтобы у тех ребят, кто решил участвовать в Тотальном НЕДИКТАНТЕ, дух захватило! Чтоб им тоже захотелось отправиться в далекие странствия, испытать себя на смелость и полюбоваться этой великолепной планетой. Уж я старалась изо всех сил. Что это за рассказ - пока тайна. Но 5 апреля мы ее откроем.

Что вы лично цените в детской литературе?

Марина Москвина: Мне нравится, когда присутствует фантазия в вещи, и в то же время ты чувствуешь подводные течения - гул судьбы настоящей человеческой. Когда открываются дальние горизонты, иные измерения, глубины и небеса. Я люблю все такое, отчего можно подрасти, стать добрее, сильнее, радостнее. Что поможет тебе подняться, когда ты упал, простить, если разозлился, понять, что ты не один тут такой - пуп земли. Как жить в гармонии с этим огромным скрежещущим миром, оберегая деревья, зверей и людей. О настоящих и важных вещах должна идти речь. И чтобы слышна была музыка чистой русской речи, поскольку детский писатель - это человек, у которого есть доступ к роднику. Кстати, довольно редкий тип. Вот и все.

А как вам удалось сочинить шесть законченных рассказов, вместив каждый в 288 слов?

Марина Москвина: Сначала пишешь, как бог на душу положит, потом уплотняешь - по фразам, по словам. И замечательный филолог, удивительный рассказчик о живой жизни языка Владимир Пахомов с филологическим советом рассматривает его буквально под микроскопом. "Вы только представьте, - объяснял мне Володя, - сотни тысяч людей будут писать ваши тексты на всех морях и континентах, в Арктике и Антарктиде, может, даже в космосе! Чуть ли не на Луне! И тысячи людей - диктовать!.." Так трепетно и уважительно они относятся к участникам своего феерического действа, настолько увлекательного, что, по словам директора книжных фестивалей Михаила Фаустова: "Популярней Тотального диктанта у нас только футбол, и то не весь". Поэтому строгий и неподкупный филологический совет выверял каждое мое слово и каждую букву, вплоть до пробела между слов. Стараясь при этом не нарушить ни смысла, ни интонации, ни мелодии фразы, сохранить что-то очень дорогое моему сердцу.

Недавно вышел "Роман с Луной" - еще об одном вашем странствии в мире - с художником Леонидом Тишковым и заблудившейся Луной… А в издательстве АСТ в "Редакции Елены Шубиной" появилась новая книжка "Хрустальный желудок ангела". Можно сказать, что это продолжение "Золотого воскресника", когда истории реальных людей вы обращаете в дружественный, "теплый" миф. Кажется: как Москвина рассказала - так и было.

Марина Москвина: И та, и другая, да все мои книги, даже сказки, о реальных людях, просто я смотрю на них через волшебный кристалл. И если "Золотой воскресник" - притчи, эпизоды, анекдоты об известных и не очень людях, подхваченные на лету, о мимолетных встречах, которые складываются в многоголосый хор жизни… То "Хрустальный желудок ангела" - повести о тех, кто, уходя, оставили неизгладимый след в моей душе, и я воскрешаю их в слове, чтобы они вернулись в этот мир, который они так любили. "Хрустальный желудок ангела" - мое личное противостояние исчезновению и забвению. Во мне живут тысячи людей, некоторых давно нет на свете, а во мне они продолжают петь, смеяться, искать на свою голову приключений, праздновать Новый год, отплясывать на столе чарльстон. Великий писатель Даур Зантария, не поспевший за своей славой, актриса Рина Зеленая, мне посчастливилось общаться с ней в последние годы ее удивительной жизни… Влюбленный в меня Дед Мороз - дрессировщик медведей из уголка Дурова. Интернатская воспитательница, по совместительству стюардесса дальневосточных рейсов, героиня повести "Между нами только ночь" явилась из моего детства и растворилась в вечности. Коллекционер искусства Саша Заволокин, даже ангел с хрустальным желудком… Все они, мои возлюбленные герои, прожили яркую неисчерпаемую жизнь, полную печали, юмора и любви. А когда реальность переплетается с вымыслом, все начинает клубиться, мерцать и превращается в миф. Смотри, там в окне - небесный лыжник! Смотри скорей, пролетит над крышами, и только две белые полоски останутся на голубом небе, а после они медленно исчезнут, размытые небесным ветром… Надо все запомнить и записать.

Марина, а если вернуться к Тотальному диктанту, вы рискнули бы его написать?

Марина Москвина: Я отношусь к языку как к живому существу, как к чему-то среднему между временем и пространством, как к любовному соитию, музыке, как к огню, воде, воздуху и деревьям. По большому счету я, конечно, грамотный человек, но со стилистикой обращаюсь свободно и на свое усмотрение. Я никогда не участвовала в Тотальном диктанте, но он постучался ко мне, и я пригласила его войти в мою жизнь, посвятив рассказы миру и взаимопониманию на этой планете. К тому же мне нравится, что команда преподносит своей огромной аудитории Тотальный диктант как интеллектуальную захватывающую игру. Они и сами игроки высшей лиги, которые постоянно учатся, развиваются, стремятся к росту, они веселые, дружелюбные, глубоко образованные люди, общение с которыми обогатит любого человека, встретившегося им на пути.