Как прощались с легендой. Шокирующие подробности похорон Андрея Миронова, которые замалчивали почти 40 лет
Смертельный спектакль
Трагедия случилась 14 августа 1987 года, во время рижских гастролей Театра Сатиры. Миронов играл в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». По странному стечению обстоятельств, в зале присутствовал все ближайшее окружение великого актера – мать Мария Владимировна, жена Лариса Голубкина с падчерицей Марией, а также бывшая жена Екатерина Градова с их общей дочерью Машей.
Перед самым финалом последние слова Миронова со сцены были: «Да! Мне известно, что некий вельможа одно время был к ней неравнодушен, но то ли потому, что он её разлюбил, то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне...» В этот самый момент актер пошатнулся и упал. Александр Ширвиндт, игравший в том же спектакле, сразу понял – случилось непоправимое.
Когда Миронова уносили на носилках в карету Скорой помощи, он лишь шептал: «Очень голова болит». Хотя именно в это время в Риге проходил симпозиум советских нейрохирургов и за жизнь выдающегося актера боролись лучшие врачи страны под руководством известного нейрохирурга Эдуарда Канделя, сделать они не смогли ничего. Утром 16 августа 1987 года Андрея Миронова не стало.
«Солдат погиб – война продолжается»
Вместо того чтобы прервать гастроли и дать возможность коллегам проститься с Мироновым, художественный руководитель Театра Сатиры Валентин Плучек принял шокирующее решение – спектакли продолжаются. Многие связывали это с давним конфликтом между Плучеком и Мироновым. Ходили упорные слухи, что худрук опасался режиссерских амбиций Андрея и боялся потерять свое кресло.
Труппе пришлось попрощаться с коллегой наспех – в 6 часов утра возле Рижского оперного театра. Никакой официальной церемонии не было, даже лицо актера оставили закрытым. После этого тело повезли в Москву на автомобиле, наполненном льдом, хотя литовские власти предлагали специальный рейс самолета.
На московской церемонии прощания в Театре Сатиры собрались тысячи поклонников. Здание окружили тремя кордонами милиции, очереди растягивались на километры. Но самого скандального момента никто не ожидал. Когда известные деятели культуры произносили прощальные речи, выступил Иосиф Кобзон. Он публично поддержал решение Плучека не отпускать труппу с гастролей, сравнив ситуацию с войной: «Если один солдат пал, другие должны продолжать бой». Эти слова многие сочли оскорбительными, и друзья Миронова долго не могли простить певцу его выступление.
Признали «недостаточно важным» для страны
После смерти Миронова вскрылась еще одна шокирующая деталь – государство не сочло актера достойным захоронения на престижном Новодевичьем кладбище. Лариса Голубкина пыталась через все возможные каналы добиться достойного места для мужа. Она даже звонила министру обороны СССР Дмитрию Язову, который был большим поклонником Миронова, но и он не смог помочь.
Моссовет вынес вердикт: поскольку Миронов был народным артистом РСФСР, а не СССР, для Новодевичьего он «недостаточно важен». Актера похоронили на Ваганьковском кладбище, причем не на центральной аллее, а в глубине 40-го участка – одного из самых удаленных.
Существует и другая версия – якобы сам Миронов при жизни выбрал тихое место вдали от толп, но многие близкие артиста считают это попыткой оправдать пренебрежение властей к памяти народного любимца.
«Вместо друзей вокруг были бессердечные идиоты»
Проводить великого актера в последний путь пришли только его давние и верные друзья – Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Вера Васильева, Татьяна Егорова. Из театра, в котором Миронов блистал долгие годы, почти никого не было.
Мария Голубкина, которую актер воспитывал как родную дочь, спустя годы призналась: «На похоронах я увидела абсолютно формальное общение. Я поняла, что у моего отца, такого жизнелюбивого и яркого, не было друзей. Вокруг были какие-то бессердечные идиоты».
Сейчас на могиле Андрея Миронова стоит памятник из черного гранита в виде театральных кулис с крестом. Рядом с ним в 1997 году похоронили и его мать Марию Владимировну. Несмотря на прошедшие десятилетия, поклонники до сих пор приносят цветы к могиле великого артиста. Имя Миронова увековечено в названиях улиц в Воронеже, Кургане и Ижевске. В его честь назван астероид «3624 Mironov», открытый в 1982 году. В Москве на углу Петровки и Рахмановского переулка установлена мемориальная доска великому человеку, символу эпохи, чье творчество до сих пор остается эталоном актерского мастерства.