События митрополии. И братский корпус, и музей…

Митрополит Курский и Рыльский Герман и врио губернатора Алексей Смирнов вместе посетили исторический центр Курска, осмотрев здание бывшего братского корпуса на территории Знаменского монастыря. До недавнего времени в нём находился один из цехов Курского электроаппаратного завода, и сегодня он находится в довольно плачевном состоянии. Глава епархии и глава региона обсудили планы использования переданного епархии здания. – Мне, конечно, хотелось бы, чтобы здесь не только были помещения для небольшого количества братии, – сказал митрополит Курский и Рыльский Герман, – но и чтобы это здание служило, как весь наш исторический центр, духовному просвещению. В рамках подготовки к празднованию 1000-летия Курска в нём планируют разместить воскресную школу, библиотеку духовной литературы, кельи для монахов Знаменского монастыря, просветительские пространства. Врио губернатора Алексей Смирнов предложил организовать в этом здании ещё и музей памяти преподобного Серафима Саровского и святынь Курской земли: «Это будет уникальное место, аналогов которому нет в стране». Митрополит Герман поддержал и благословил это предложение: «Это работа творческая. Будем благодарны за идеи, за то, чтобы было всё интересно, современно, убедительно. Пусть у нас немного вещей преподобного сохранилось, но современные средства позволяют нам всё воспроизвести. Надо, чтобы мы пришли в атмосферу середины XVIII века, где возрастал преподобный Серафим». Если эти планы осуществятся, то куряне получат замечательный подарок, который позволит реально соприкоснуться с жизнью и подвигом не только преподобного Серафима Саровского, но всех курских святых, память которых празднуется в один день. Курские молитвенники и помощники 1 августа Церковь отметила Собор Курских святых. Это люди, чьи жизнь и духовный подвиг были связаны с нашей землёй. Во всех храмах Курской митрополии прошли торжественные богослужения. Праздник был установлен в 2003 году, в день 100-летия прославления самого почитаемого курского святого – преподобного Серафима Саровского. По словам христианского писателя протоиерея Валентина Свенцицкого,«ни в одном угоднике Божием так не воплощается дух нашего Православия, как в образе убогого Серафима, молитвенника, постника, умилённого, всегда радостного, всех утешающего, всем прощающего старца всея России». Однако монашеская традиция Курского края значительно старше преподобного Серафима. Она насчитывает 1000 лет и прославлена духовными подвигами наших земляков чуть ли ни с момента Крещения Руси. В Курске провёл свои молодые годы преподобный Феодосий Печерский, здесь окрепли его взгляды на монашескую жизнь как подражание евангельским идеалам.Это позволило ему впоследствии стать основоположником русского иночества и самой Киево-Печерской обители. С Курским краем связана жизнь оптинского старца преподобного Исаакия и святогорского затворника преподобного Иоанна. В Соборе Курских святых чтятся архипастыри этой земли святитель Иоасаф, епископ Белгородский, священномученики Дамиан (Воскресенский), Онуфрий (Гагалюк), Павлин (Крошечкин), архиеписком Могилёвский, епископ Рыльский Иоанн (Пашин), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский. Среди прославленных воинов Христовых – святые подвижники Глинской пустыни, когда-то входившей в Курскую епархию: преподобный Василий (Кишкин) и знаменитые глинские старцы прошлого столетия схиархимандриты Андроник (Лукаш), Серафим (Амелин), Серафим (Романцов). В Собор вошло около 20 новомучеников, не отрёкшихся от своей веры в годы гонений на Православие. Всего в нём 34 имени наших святых земляков. Собор Курских святых (день празднования – 19 июля ст .ст./ 1 августа н. ст.). Андроник (Лукаш), схиархим., прп. (1974); 2 – 16. Антоний (Панкеев), еп. Белгородский, сщмч., и с ним сщмчч. Белгородские, Александр Ершов, Михаил Дейнека, Матфий Вознесенский, Ипполит Красновский, Николай Садовский, Василий Иванов, Николай Кулаков, Максим Богданов, Александр Саульский, Павел Попов, Павел Брянцев пресвитеры, и мчч. Михаил Вознесенский, Георгий Богоявленский (1938); 17. Афанасий Докукин, иерей, сщмч. (1937); 18. Василий (Кишкин), прп. (1831); 19. Виктор Каракулин, исп. (1937); 20. Григорий Фаддеев, иерей, сщмч. (1937); 21. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский, сщмч. (1937); 22. Иоанн (Пашин), еп. Рыльский, сщмч. (1938); 23. Иоанн Святогорский, затворник, прп. (1867); 24. Иоасаф (Жевахов), еп. Могилёвский, сщмч. (1937); 25. Иоасаф, еп. Белгородский, свт. (1754); 26. Исаакий Оптинский, прп. (1894); 27. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский, исп. (1961); 28. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский, сщмч. (1938); 29. Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилёвский, сщмч. (1937); 30. Пётр Григорьев, иерей, сщмч. (1937); 31. Серафим (Амелин), схиархим., прп. (1958); 32. Серафим (Романцов), схиархим., прп. (1976); 33. Серафим Саровский, прп., чудотворец (1833); 34. Феодосий Киево-Печерский, игумен, прп. (1074). Куряне на Соловках Представители Железногорской епархии на прошлой неделе отправились на Соловки. Сам глава епархии епископ Паисий посетил Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, где в канун дня памяти мироносицы равноапостольной Марии Магдалины сослужил епископу Озерскому Порфирию во всенощном бдении с литией в Свято-Троицком Зосимо-Савватиевском соборе. В богослужении приняли участие братия святой обители и клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Щигры иеромонах Феодосий (Скотаренко). А неугомонные прихожане Покровского храма с. Кунье Горшеченского района посетили не только Соловки, но и Карелию. Здесь под Медвежьегорском, в урочище Сандармох, вместе с тысячами других соловецких узников был расстрелян архиепископ Курский Дамиан (Воскресенский). Здесь куряне несколько лет назад установили крест и памятную доску, посвящённую владыке. Настоятель Покровского храма, руководитель историко-архивного отдела Курской епархии иерей Владимир Русин занимается исследованием жизни святого, написал о нём несколько книг. Благодаря этому он стал близким и прихожанам Куньевского храма. Поэтому они запланировали свою поездку так, чтобы попасть на место упокоения священномученика Дамиана в день празднования Собора Курских святых. Подготовила Ирина Сафонова Люди Церкви Преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен» 1 августа во всех храмах Курской митрополии прошли праздничные богослужения. Церковь праздновала память преподобного Серафима Саровского – одного из самых почитаемых святых, которого подарила миру курская земля. Наиболее торжественными празднования были в храмах, освящённых в честь батюшки Серафима, и в храмах, где есть освящённые в честь преподобного приделы. Курский «след» преподобного Связь с «пламенным Серафимом», как часто называют нашего святого земляка, в Курске более зрима и очевидна, чем с другими курскими святыми. 270 лет назад в семье курского купца Мошнина, бравшего подряды на строительство, родился сын Прохор, будущий святой Серафим Саровский. Курский историк Юрий Озеров установил, что дом Мошниных стоял в начале нынешней улицы Можаевской. Сегодня на этом месте – проезжая часть. Если взять данное предположение за основу, то можно устроить небольшую экскурсию в пределах двух городских кварталов, чтобы понять, где и как протекала жизнь маленького Прохора. Неподалёку – Ильинская церковь, приходской храм, куда ходила семья. В пределах прихода Ильинской церкви (за нынешним Домом книги) – озеро Глинище, здесь купцы Мошнины брали глину для своего кирпичного завода. Озерцо, по утверждению Юрия Озерова, находилось прямо во дворе современного здания, известного как роддом на улице Ленина. Можно предположить, что и сам завод был неподалёку. Здесь же рядом – два исторических здания, связанных с историей жизни батюшки Серафима, оба они расположены на современной улице Горького. Одно из них – Курский Свято-Троицкий монастырь. В XIX веке Троицкая девичья обитель считалась одним из образцовых монастырей, и благочестивые родители часто посещали её вместе с юным Прохором. Исследователи предполагают, что неусыпное попечение преподобного Серафима о женской Дивеевской общине, из которой возник нынешний Серафимо-Дивеевский монастырь, также носящий имя Пресвятой Троицы, отчасти связано с запечатлённым в его памяти образом молитвенного и трудового подвига монахинь курской девичьей обители. Второе здание – Сергиево-Казанский собор. Подряд на его строительство взял отец Прохора, а заканчивать последний объект мужа пришлось его вдове Агафье. Так было принято в русских семьях, что детей приучали к семейному делу с малых лет, и Прохору приходилось часто бывать на стройке вместе с матерью. В семь лет, как гласит предание, он и упал с колокольни строящегося храма, перевесившись через перила, но остался не только жив, но и невредим. На месте падения будущего святого во дворе Сергиево-Казанского собора сегодня установлена сень с изображением на камне преподобного Серафима. Ну и, наверное, не стоит говорить о том, что старинный иконостас второго этажа, древние плитки пола и сами стены в этом соборе «помнят» мальчика, которого Бог сохранил, чтобы дать знак людям о его необычном предназначении. В Курском Свято-Троицком монастыре и Сергиево-Казанском храме освящены приделы в честь преподобного Серафима. Под покровом Богородицы Связан незримо батюшка Серафим и с главной святыней своей малой родины – с иконой Божией Матери «Курской Коренной». Второе чудо случилось с ним уже через три года после падения с колокольни. Мальчик находился в горячке фактически на пороге смерти. Когда мимо дома Мошниных проходил крестный ход с этой чудотворной иконой Божией Матери, Агафья вынесла его на улицу и приложила к образу. Мальчик выздоровел! Когда зародилась у мальчика мысль о монашестве, неизвестно. Но его мать, будучи глубоко верующим человеком, наверняка предполагала, что Господь и Божия Матерь недаром сохранил её ребенка, что у него особый путь и предназначение. И она примет выбор сына, не препятствуя ему в 22 года совершить паломничество в Киево-Печерскую Лавру, а затем и по совету печерского прозорливого старца Досифея – поступление в Саровскую пустынь. Там Прохор Мошнин примет постриг с именем Серафим, а признанием его многолетнего подвига станет наименование Саровский. На этом и заканчивается курский период необыкновенного святого. Однако связь с родиной для него никогда не прервётся. «Среди лета запоют Пасху» «Среди лета запоют Пасху», – сказал однажды батюшка Серафим в Сарове. Его пасхальное приветствие ко всем приходящим к нему за советом сегодня у всех на слуху: «Радость моя, Христос воскресе!». Он спешил поделиться этой пасхальной радостью и любовью ко Христу и людям с каждым человеком. И Пасху среди лета действительно пели, причём дважды. Спустя 70 лет после смерти батюшки Серафима 19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года вся Русь огласилась хвалебными песнями, прославляющими Бога и Его угодника. Страна ликовала тогда, как в день Святой Пасхи, даже больше. Серафим Саровский был причислен к лику святых. Службу по случаю открытия мощей провели в Сарове ровно 121 год назад в день рождения святого в присутствии императора, его супруги, матери и других членов императорской фамилии. Народу, как писали тогда, собралось около ста тысяч! Второй раз Пасху пели 20 лет назад, в 2004 году, когда мощи преподобного Серафима на несколько дней были принесены в родной Курск. В эти дни Курск приветствовал своего святого земляка вместе десятками тысяч паломников из других городов и из-за рубежа. В Курске среди верующих преподобный Серафим пользуется особой любовью. Ему посвящаются храмы. Один из них находится на ул. Полевой. При нём работает активный молодёжный православный клуб «Серафим». Название его говорит само за себя. Второй храм находится на улице Союзной. Он освящён в честь преподобного Серафима Саровского и Собора Курских святых. Работающее при храме Общество Серафима Саровского – инициатор и активный участник многих православных проектов в Курске. И то, что весь Собор Курских святых празднуется в день рождения батюшки Серафима, это тоже признание. Признание в любви к нашему скорому помощнику и заступнику. А курянам и сто вёрст не крюк ради любимого святого. И едут паломнические автобусы из Курска в дивное Дивеево, где пребывает батюшка Серафим своими мощами, за помощью, за утешением, за благодатью Божией, чтобы где-то внутри услышать дивное приветствие: «Радость моя, Христос воскресе!», и понять хотя бы что-то из того, что понял для себя когда-то юный Прохор, посвящая свою жизнь Богу. Ирина Сафонова Из духовных наставлений Серафима Саровского Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину. Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений. Когда же ум и сердце будут соединены в молитве и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссиявает свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека. Чтобы прийти в совершенное бесстрастие и достигнуть совершенного безмолвия души, нужно много подвизаться в духовном размышлении и молитве. По пятницам и средам, особенно же в четыре поста, пищу, по примеру отцов, употребляй один раз в день, и ангел Господень прилепится к тебе. Итак, братья, учит преп. Антиох, когда отчаяние будет нападать на нас, не покоримся ему, но, укрепляясь и ограждаясь светом веры, с великим мужеством скажем лукавому духу: что нам и тебе, отчужденный от Бога, беглец с небес и раб лукавый? Ты не смеешь сделать нам ничего. Когда люди поносят нас, мы должны считать себя недостойными похвалы. Ежели бы были достойны, то бы все кланялись нам. Итак, мы должны всегда во смирении призывать Господа и молить, да не попустит на нас быти искушению выше силы нашея, но да избавит нас от лукавого.