Ремонт набережной Оренбурга еще не оплачен полностью, но деньги требуют вернуть. Что вызвало вопросы прокуратуры к «СУ-56»?

В Арбитражном суде состоялось первое заседание по иску прокуратуры к «СУ-56». В ведомстве полагают, что нарушено законодательство о конкуренции, а, значит, контракт на ремонт набережной заключен с нарушениями. Требуют признать договоры недействительными и вернуть 1,4 млрд рублей… Но деньги в полном объеме на счета компании еще не поступили. Рассказываем, что стало известно на заседании по делу.

Ремонт набережной Оренбурга еще не оплачен полностью, но деньги требуют вернуть. Что вызвало вопросы прокуратуры к «СУ-56»?
© ProOren

Как контракт на ремонт набережной Оренбурга достался «СУ-56» и сколько в итоге он будет стоить

Капитальный ремонт набережной Оренбурга понадобился после разрушительного паводка в прошлом году. Стало ясно, что нужно делать основательно, так как предыдущая подпорная стена «уплыла», пострадало покрытие из плитки, а фонари погнуло и поломало течением. Подсчитали стоимость работ и объявили тендер на сумму в 2,3 млрд рублей.

По словам представителя «СУ-56», цифры была взята не с потолка, при составлении сметы учитывались федеральные нормы, которые применяют при такого вида работах. К тому же все понимали, что цена снизится в процессе, так как некоторые из работ могут не понадобится. И прежде, чем дело дошло до тендера, документация прошла два уровня проверок – региональную и федеральную. В федеральном Минстрое такие расценки посчитали обоснованными и деньги решили выделить.

В итоге контракт забрала компания «СУ-56». По информации юриста организации, так получилось по нескольким причинам. Первая из них заключается в сложности работ и рисках, которые с ними связаны. В процессе могло открыться много дополнительных вопросов, которые тоже потребовали бы решений и дополнительных затрат. Также были необходимы мощности, техника, специалисты, возможность нанимать субподрдчиков для работы на береговой линии. И, конечно, оплатить банковские гарантии. Сумма получилась внушительная – порядка 12 млн рублей. Все это у «СУ-56» было.

«Мы брали кота в мешке, там могло быть все, что угодно. Это же предпринимательские риски. И мы на них пошли», - говорит представитель генерального подрядчика.

Требовалось убрать все, что повредила вода, затем проложить новую линию для фонарей, залить бетоном без стыков, восстановить плиточное покрытие, сохранив единую ровную линию. Основные сложности были с подпорной стеной. Ее сделали из шпунтов. И выполнялись они на заказ. Таких готовых конструкций просто не было в производстве. Металл брали на одном заводе, а варили элементы уже на другом. Десятиметровые шпунты не подрезали в процессе монтажа, забивали каждый в дно на всю глубину. Затем их требовалось залить бетоном для прочности конструкции и соединить между собой специальными замками. На проведение работ нанимали подрядчиков заказывали материалы. Все это нужно было оплачивать.

Деньги из казны на счета «СУ-56» на эти цели поступили – порядка 400 млн рублей. Но оплачивать субподряд организации пришлось и из своего кармана. Только платежных поручений подписано на 1,1 млрд. А итоговая стоимость ремонта набережной в Оренбурге получилась больше 1,4 млрд рублей. По словам юриста, они в полном объеме на счета еще не поступили… Но прокуратура уже требует их вернуть.

Что вызвало вопросы прокуратуры к «СУ-56» по теме ремонта набережной в Оренбурге, кто пострадал и кто будет за это отвечать?

Прокуратура подала иск к «СУ-56» в феврале. По мнению представителей надзорного ведомства, при заключении контракта были допущены серьезные нарушения. Так что он должен быть расторгнут. Основная претензия к защите конкуренции. В прокуратуре полагают, что антимонопольное законодательство не соблюдалось при выборе «СУ-56» в качестве подрядчика. Но юрист организации отметила, что администрация Оренбурга рассылала предложения и другим крупным участникам рынка. Те оценили риски и на них не пошли.

Еще одна претензия к виду работ. В надзорном ведомстве отмечают, что на набережной проходили ремонт и восстановление. А вот в «СУ-56» уверяют, что действовали по контракту – делали укрепление береговой линии. При этом соблюдали требования по возврату презентабельного вида – восстановили освещение и плитку.

Отметим, что в УФАС начали проверку из-за всего вышеописанного. Ведомству предстоит разобраться, нарушалось ли антимонопольное законодательство. Но перед стартом процесса управление ее приостановило. К слову, антимонопольная служба выступает третьей стороной, но на первое заседание по иску прокуратуры ее представитель в Арбитражный суд не явился.

Во время заседания представитель правительства Оренбургской области признавать его потерпевшей стороной отказался. Отметив, что решение о выделение 2,3 млрд принимали на федеральном уровне. Так что если кто-то и пострадал, то федеральный Минстрой. И – Оренбург. Ведь именно там готовились документы для тендера по восстановлению набережной. С тем, кто выступает ответчиком также не было ясности. В «СУ-56» считают, что это должны быть не они, так как действовали в рамках закона и в условиях ЧС, который ввели на территории Оренбурга из-за паводка. Укреплять берег нужно было быстро, чтобы подготовиться к возможному наводнению, которое ждали в этом году.

В итоге в суд решили вызвать представителей регионального минстроя. Следующее заседание назначили на 13 мая.

Отметим, что это далеко не первые тяжбы прокуратуры и «СУ-56» по громкому поводу. Ранее, ведомство судилось с компанией из-за многострадального Арбундинга, считая, что она нанесла ущерб администрации Соль-Илецкого городского округа. Именно тогда стало известно, что проект был мертворожденным с самого начала. Его просто невозможно было сделать рабочим технически.

Арбундинг должен был катать арбузы по спирали, выжимать из них сок, охлаждать его, производить цукаты и прочее. Однако разработчики, к которым обращался заказчик, сошлись во мнении, что реализовать эту задумку нереально.

«Ни один специалист не взялся. Это же нарушение санитарных норм. Арбузы лежат сверху, на солнце, нижние под весом верхних гниют на жаре», - рассказала тогда представитель «Су-56».

Такой дизайн невозможно было реализовать в современных условиях. К тому же он стоил бы десятки миллионов рублей. В итоге администрация Соль-Илецка в 2021 году разработала другой проект. От первоначального дизайна остался внешний вид. От аппаратов с цукатами, выжимания сока и сбора арбузных семечек отказались. Их место занял обычный вендинг.

«Заключая контракт, мы знали, что заказчик разработал другой проект. Работы выполнялись в соответствии с ним. Администрация приняла работу. За сметную стоимость Арбундинга мы не вышли, она составила 3,5 млн рублей», - рассказала тогда адвокат.

К слову, идея Арбундинга принадлежит минарху, который тогда возглавляла Наталья Ибрагимова, которая ныне проходит фигурантом уголовного дела о хищении из бюджета Оренбуржья 73 млн рублей.