Скобликова о жизни в годы Великой Отечественной войны: «Моя задача была – бегать, занимать очередь за хлебом. Есть хотелось всегда»
– Вам шел третий год, когда началась война...
– Да, когда началась война, я была маленькая, ничего в этом деле не понимала. Шли годы, шла война, мы чуточку подрастали. В семье у нас было четыре девчонки. Папа один работал, а мама занималась с нами. Папа очень редко ночевал дома. Он был заместителем директора абразивного завода и ночевал прямо на заводе, спал на столе. И только в субботу приезжал помыться в баню, которая была у наших соседей напротив. А потом снова уезжал. Он нас, наверное, редко и видел даже, да и мы его.
Занималась нами мама. Задача была одна – накормить нас. А моя задача была – бегать, занимать очередь за хлебом. Есть хотелось всегда. Мама варила большое чугунное ведро супа. И вот мы все наедались этим супом.
Помню одну историю. Как-то раз я ходила за хлебом – а бежала я всегда вдоль речки. И на обратной дороге я даже не выдержала и обглодала у хлебной булки всю корку. Когда я пришла домой, то принесла только мякиш. Но я не получила от мамы никаких подзатыльников, не было никакой ругани. Вероятно, она понимала, что я просто голодная была.
Но всех нас спасал огород. Мы просыпались утром, рвали морковь. В отличие от Москвы, Ленинграда и всей нашей страны мы имели свой огород – там были морковь, репа, бобы, после войны можно было где-то найти огурчики. И нас это спасало. Нарвешь, бывало, морковь, репу, помоешь в речке и жуешь весь день.
– А родители объясняли, что вокруг происходит?
– Мы все знали, что идет война. Все знали и понимали, что происходит. Когда случилась Победа, я уже подросла. Мы только не понимали, почему все по улице бегут. Все бежали на центральную площадь, чтобы праздновать Победу. А мы открывали уже окна и двери, вылезали, тоже бежали на улицу и понимали, что война кончилась. Что пришла Победа!
– Через Златоуст ведь водили пленных немцев.
– Да. Но мы не понимали, что это пленные, что это наши враги. Их по нашей улице проводили в баню. А мы выходили и даже давали им хлеба, просто приносили и им давали. Вот насколько все-таки дети наши, русские, совершенно другие. Я не знаю, как бы поступали дети в других странах, но мы старались дать им или морковку, или как-то подкормить.
– Мне кажется, это вообще наше ментальное милосердие. Даже если человек твой враг, ты стараешься по-человечески к нему относиться.
– Да, я помню, как эта колонна немецкая всегда шла в баню.
– В этом году отмечается 80-летие Победы.
– Я считаю, что главнее исторического праздника нет. Это победа нашего государства, освобождение всей Европы, да и всего мира от фашизма. Каждый раз хочется вспоминать и низко кланяться людям, которые защищали нашу страну, которые отдали жизнь за Родину. У моего мужа погиб отец, и мы принимали участие в параде с его портретом. А имя его указано в списке погибших в Тюмени на площади. Нам есть кого вспоминать, и мы гордимся тем, что участвовали многие наши знакомые.
Очень жалко тех, кто положил жизнь за нашу Родину. Но всю жизнь, сколько живу, я буду благодарна тем, кто защищал нашу страну, кто жизнь нам дал, кто создал для меня условия заниматься спортом, выигрывать. И наверное, я чуть-чуть хочу подлезть под эту Победу и сказать, что я тоже старалась принести пользу Родине, добыть для нее славу, завоевать и принести ей золотые медали, – сказала Скобликова.