В Кыргызстане меняют правила борьбы с коррупцией
В министерстве внутренних дел КР предлагают признать утратившим силу принятый в 2019 году закон о защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, и принять новый подобный документ, который будет, кроме прочего, "укреплять доверие населения к госструктурам". При этом уже разработанный в МВД законопроект кардинально отличается от пока еще действующего нормативно-правового акта. Чем именно?
Безопасность граждан
Закон о защите лиц, сообщивших о коррупционных преступлениях, вступил в силу в Кыргызстане в начале 2019 года. По словам одного из его авторов, экс-генерального прокурора КР Аиды Саляновой, нормативно-правовой акт - первый в республике юридический инструмент, с помощью которого "формируется общественное неприятие и отторжение коррупции".
- Для противостояния этому явлению необходимы эффективные механизмы. Закон таковым и является. Государство должно делать определенные шаги, а не ограничиваться заявлениями "мы будем бороться, и вы, граждане, тоже боритесь". Надо обеспечивать безопасность кыргызстанцев, - утверждает она.
Но привлек к себе внимание закон не по этой причине. Впервые кыргызстанцам, решившим стать осведомителями, было обещано денежное вознаграждение из возмещенной суммы коррупционного правонарушения, поступившей в доход государства. Речь идет, согласно постановлению кабинета министров, о 10 процентах, но не более миллиона сомов.
По официальным данным, выплата вознаграждения осуществляется при предоставлении соответствующей информации, подтвержденной решением специальной комиссии; при наличии судебного акта, вступившего в законную силу, который является окончательным и обжалованию не подлежит; при возмещении материального ущерба государству, нанесенного коррупционным правонарушением.
В другой статье закона также впервые прописали меры безопасности, которые должны применяться в отношении осведомителей. В их числе личная охрана, переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности и прочее.
Только госслужащие
По прошествии пяти лет в министерстве внутренних дел КР предложили признать этот закон утратившим силу. В МВД полагают, что в действующем нормативно-правовом акте отсутствуют "базовые составляющие системы защиты осведомителей, их конкретные определения в трактовке общепринятых международных стандартов и практик".
- В связи с тем что информаторы не имеют процессуального статуса в рамках уголовно-процессуального законодательства, у них нет гарантий защиты их трудовых и иных прав, а также получения юридической поддержки, - пояснили в ведомстве.
Вместе с тем в МВД предлагают следующие изменения: во-первых, лишить потенциальных осведомителей материальной мотивации - тех самых 10 процентов от возмещенной суммы, поступившей в доход государства (по крайней мере об этом в разработанном законопроекте ничего не сказано), во-вторых, дать возможность становиться информаторами только "физическим лицам, занимающим или занимавшим в последние три года административные должности в государственной и муниципальной службах и сообщающим сведения о возможном коррупционном правонарушении..., которые могут подвергнуться неблагоприятным последствиям в связи с предоставлением таких сведений". Пока же получить статус осведомителя может любой гражданин КР.
Выплаты не поступали
По мнению юристов, предложить новую редакцию закона МВД побудил тот факт, что за прошедшие пять лет осведомители не сообщали в правоохранительные органы республики о фактах коррупции и, соответственно, вознаграждение никому не выплачивалось. Местные журналисты обращались в министерство внутренних дел с соответствующим запросом, и вот какой ответ они получили: "Материалы по заявлениям лиц, сообщивших о фактах коррупционных правонарушений, а также с целью выплаты им вознаграждения на рассмотрение комиссии МВД КР не поступали".
Что же касается присвоения статуса осведомителя только действующим либо экс-чиновникам, то это вполне укладывается в рамки проводимого последние два года ужесточения республиканского законодательства, касающегося именно госслужащих. Ранее, напомним, президент КР Садыр Жапаров подписал в конце 2024 года принятый парламентом закон об ужесточении наказания за коррупционные преступления. В результате в несколько статей Уголовного кодекса (УК) КР внесены изменения с целью создания действенных рычагов для профилактики подобных правонарушений.
Речь идет о 63-й ("Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью"), 65-й ("Штраф") и 79-й ("Назначение наказания при заключении соглашения о признании вины") статьях УК. В первую добавили пункт, в обязательном порядке предусматривающий пожизненный запрет занимать государственные и муниципальные должности за совершение коррупционных преступлений. Из второй, наоборот, исключили возможность для судов устанавливать за это штрафы в размере от 300 тысяч до 2,5 миллиона сомов.
Что касается третьей, то, согласно внесенным в нее изменениям, признавший вину и полностью возместивший материальный ущерб теперь не может рассчитывать на наказание, не связанное с лишением свободы, как было раньше. Его все равно отправят в тюрьму, но "на срок не меньший, чем половина минимального срока наказания". Кроме того, на днях в Государственном комитете национальной безопасности (ГКНБ) КР представили законодательные поправки, ужесточающие требования к кандидатам на высшие государственные должности в республике. Речь идет о новом ограничении, не позволяющем, в том числе, участвовать в выборах президента и депутатов.
Как подчеркнули в ведомстве, поправки устанавливают отказ в регистрации и избрании на пост президента республики, депутатов парламента, а также запрет на занятие должностей членов кабинета министров, главы Центризбиркома, председателя правления Нацбанка, его заместителей и аудиторов Счетной палаты в том случае, если у кандидатов есть судимость - не имеет значения, снята она или погашена, - а также если в их отношении было прекращено уголовное дело по нереабилитирующим основаниям.
Кстати
Законопроект, разработанный МВД, предлагает воспретить работодателям каким бы то ни было образом наказывать подчиненных, сообщивших о коррупции, или их близких. Например, запретят увольнять таких граждан или отстранять от должности, отказывать в продвижении по службе, профессиональной подготовке или повышении квалификации, изменять им трудовые или служебные обязанности, продолжительность и место работы, оплату труда, давать отрицательную оценку работе, оскорблять их достоинство, честь и репутацию.
Вместе с тем
Будет ли работать?
Местные эксперты сомневаются в том, что предложенные МВД изменения сделают новый закон о защите осведомителей одним из эффективных инструментов в борьбе с коррупцией в госорганах. Так, в правовой клинике "Адилет", проанализировав законопроект, уже пришли к следующим выводам: "Без стимулов и гарантий осведомители вряд ли пойдут на риск и станут сообщать о коррупционных правонарушениях. Кроме того, не учитывается, что осведомителями могут быть не только сотрудники государственных органов или организаций, но и обычные граждане, столкнувшиеся с коррупционными правонарушениями. Однако в документе отсутствуют нормы, которые позволяли бы простым гражданам безопасно сообщать о подобных фактах".