День рождения отмечает председатель жюри Пушкинского конкурса Марина Королева

1 апреля отмечает свой день рождения председатель жюри Международного Пушкинского конкурса "РГ" Марина Королева. Мы гордимся тем, что эссе русистов из разных стран мира, которые становятся нашими лауреатами, читает профессор Высшей школы экономики. От всего сердца поздравляем коллегу!

День рождения отмечает председатель жюри Пушкинского конкурса Марина Королева
© Российская Газета

Как из лингвиста, выпускника самого престижного отделения филфака МГУ получился профессиональный радио- и телеведущий? Чему Королеву научили в отделе дикторов Всесоюзного радио? Что она думает о Пушкинском конкурсе и его участниках? На эти вопросы лингвист ответила в интервью "Вышке для своих".

Голос Левитана

После университета Марина пришла в отдел дикторов Всесоюзного радио, в "Останкино". Была там тогда такая маленькая комнатка для человека, который должен был помогать дикторам, если у них возникали вопросы с произнесением малознакомых слов. Референт по русскому языку.

"Главным консультантом у дикторов радио и ТВ был одно время Дитмар Розенталь, справочники которого знают все. А до него с дикторами занимались авторы великих словарей русского языка - Дмитрий Ушаков, Сергей Ожегов. Кто я была на их фоне? Моей задачей было в случае необходимости достать из шкафа словарь, посмотреть, что там написано, решить, какой из вариантов выбрать", - рассказывает Марина Королева.

Надо знать, чем в те годы было Всесоюзное радио. Выше дикторов, наверное, были только члены ЦК. Красная книжечка-удостоверение с надписью "Гостелерадио СССР" открывала любую дверь. Но дело даже не в этом. "Я пришла в 1983 году, и это был последний год жизни Юрия Левитана. Он, как и другие дикторы, ходил по этим коридорам, мог заглянуть в мой кабинетик с вопросом. Но его голос… Скажу честно, это было что-то гипнотическое, даже если он спрашивал коллег, не идет ли кто-то в столовую. Когда ты этот голос слышал, не мог даже ответить сразу, впадал в оцепенение на несколько секунд", - делится впечатлениями Королева. Она вспоминает, какой замечательный человек был Юрий Борисович. Вечно ходил за кого-нибудь просить - для кого-то квартиру, для кого-то машину, кому-то путевку в санаторий…

Это особое искусство - "не сказать, сказав"

В отделе дикторов Марина Королева начала копить материалы для диссертации по теории речевых ошибок и в какой-то момент засобиралась в аспирантуру. Еще на третьем курсе университета она открыла для себя такое направление, как психолингвистика. Нашелся и научный руководитель - Александр Шахнарович. Он работал в Институте языкознания и в Институте иностранных языков им. М. Тореза, предложил пойти к нему аспирантом.

Защитила диссертацию, очень хотела остаться в науке. Но наступили 90-е… "Я вернулась на радио, где всех знала и где меня ждали. Вот только это было уже абсолютно другое радио. Оно еще какое-то время называлось "Всесоюзным", но потом не стало Союза, а вместе с ним и Гостелерадио СССР", - продолжает Королева. На ее глазах все ожило и пришло в движение. Как пузыри на воде, появлялись новые радиостанции. Все привычное уходило строем. Дикторы вдруг стали никому не нужны, зато стали нужны ведущие, и я увидела, как места дикторов начали занимать журналисты, которые когда-то просто писали и редактировали для дикторов тексты. Случилось что-то невозможное: в эфире зазвучала живая речь!

"Михаила Сергеевича Горбачёва я впервые увидела живьем, еще когда работала новостником. Интервью брал кто-то другой, а я в перерыве зашла с новостями в студию. Сажусь за стол рядом с ним и говорю с придыханием: "Михаил Сергеевич!!!" А он в ответ: "Марина Королёва!!!" Он-то каждый день слышал меня по радио, отсюда этот двойной комический эффект, - вспоминает Марина. - Но, кстати, во время этих интервью я поняла, что политики и дипломаты приходят в эфир не для того, чтобы что-то сказать, а как раз для того, чтобы не сказать. Это особое искусство - "не сказать, сказав", которым в совершенстве владел Михаил Сергеевич, к тому же обладатель сногсшибательного обаяния".

Я часть "мультика о русском языке"

В общей сложности программы о русском языке, которые вела Марина Королева, шли в эфире семнадцать лет. "Эти двухминутки оказались отличной основой для того, что сейчас называют мультимедийностью: для колонок в "Российской газете", для программы "Говорим без ошибок" на телеканале "Карусель". На них, этих программах, как оказалось, выросли мои сегодняшние студенты. Представьте, входишь в аудиторию к первокурсникам, и ребята, которых вы видите впервые, в один голос: "А! Марина Александровна!" Я для них часть "мультика о русском языке", персонаж", - смеется Королева.

Больше двадцати лет она входит в жюри Международного Пушкинского конкурса для учителей русского языка стран СНГ и дальнего зарубежья, в последние десять лет - председатель жюри. В 1990-е годы, когда бывшие советские республики обособлялись, расходились в разные стороны, учителя русского языка там оказались совершенно ненужными - так тогда казалось. Бедствовали. "И тогда Ядвига Юферова, заместитель главного редактора "Российской газеты", вместе с Людмилой Швецовой, которая была тогда вице-мэром Москвы, придумали такую дружескую, теплую, совершенно волонтерскую историю: Пушкинский конкурс", - рассказывает Марина Королева. - Мы каждый год придумываем тему эссе для учителей из разных стран и в ответ получаем триста-четыреста работ со всего света. Пятьдесят авторов эссе-победителей в сентябре приезжают на три дня в Москву. За двадцать пять лет благодаря нашему конкурсу в Москве побывали более тысячи человек. Мы их называем "пушкинскими учителями", это уже целое сообщество".