Андрей Максимов: Хотелось бы, чтобы у Ефремова хватило сил на новую жизнь
"Совесть - сторожевая башня души". Так гениально сказал человек, безусловно, великий и святой - архимандрит Иоанн Крестьянкин.
И нам никогда не понять, что испытывает человек, у которого болит совесть. Как болит его душа? Как он вообще живет - тот, у которого жизнь перевернулась в одно мгновение? Кто был талантливый, успешный актер - любимец публики и режиссеров, а стал убийцей и заключенным? И винить в этом некого, кроме себя. Каково ему сейчас, когда надо начинать новую, неизведанную жизнь? Каково ему, пожилому человеку, стать другим? И каким - другим?
На это непременно следует вопрос: а каково семье его невинной жертвы? Каково тем, кто любил своего близкого человека, и был вынужден его хоронить потому, что его убил пьяный водитель? Искренние, от самой души идущие соболезнования семье Сергея Захарова. Что тут еще скажешь?
Михаилу Ефремову разрешили освобождение по УДО. В ближайшие дни он должен выйти из тюрьмы. Что с ним будет дальше - безусловно талантливым актером и много пережившим человеком?
Михаилу Ефремову разрешили освобождение по УДО
Самое простое сказать: мол, это не наше дело. Почему, собственно говоря, мы должны вмешиваться в его жизнь? И это правильно абсолютно. Только не реально. Михаил Ефремов - очень публичная фигура. И его жизнь - всяко - будет происходить на публике, которая - так или иначе - будет на нее влиять. Как только стало известно о его освобождении, эту тему стали весьма активно обсуждать в соцсетях. Да и я пишу свою колонку, понимая, вопрос о том, что будет дальше с Ефремовым - важный, волнующий многих в нашей культурно-интеллигентской среде. И тут вопрос ко всем нам: "Мы чего хотим: добить человека, совершившего ужасный грех, или помочь ему стать другим?"
Некоторые коллеги поддерживают Ефремова. Например, Новый театр Боякова сказал о возможности участия актера в новых спектаклях. Выразили надежду в том, что Михаил Олегович вернется в профессию и другим коллеги. Но при этом все говорят об одном условии: если он одумался и сможет начать новую жизнь.
Ефремов говорил много покаянных, как мне показалось, искренних слов. Тот же Иоанн Крестьянкин справедливо утверждал, что покаяние - это начало новой, другой жизни. Хватит ли у Ефремова на это сил? То только Господу известно. Хотелось бы, конечно, чтобы хватило. И тут - повторюсь - многое зависит от того, в какую среду вернется Ефремов: к тем, кто отнесется к нему с жалостью, или к тем, кто отнесется к нему с ненавистью.
"Как! - слышу я восклицания. - Жалеть убийцу! Что вы такое говорите?!" Одна известная эстрадная звезда уже выразила свое, мягко говоря, недоумение по поводу освобождения Ефремова. Она убеждена, что нет ему ни прощения, ни оправдания. И что он непременно натворит еще каких-нибудь неприятных дел. Удивительно, но эта же звезда очень любит говорить о христианстве и вере в Бога.
Мы - христианская страна. Светская. Но христианская. У нас есть и атеисты, и сторонники иных вероисповеданий - никто не чувствует себя обездоленным. Не будем много говорить о роли христианства в формировании нашей страны, - очевидно, что она огромна. Христианский взгляд на мир требует если и не всеобщего принятия, то, как минимум, уважения.
И снова я возвращаюсь к Иоанну Крестьянкину: "Одна любовь способна на всякое время быть адвокатом и только любовь прикрывает наготу брата своего. А мы судим! И этот суд оборачивается для нас приговором нам же..." Понятно, что речь идет не о гражданском, а о человеческом суде.
Ни у кого сегодня не может быть уверенности, что у Ефремова все получится. Но можно верить в это
Известны великие слова: "Не суди, да не судим будешь!" Судить неизменно проще, чем проявлять к человеку жалость, особенно, к тому, кто, действительно, виноват. Проще, но не по-христиански.
Великий наш актер Евгений Матвеев когда-то рассказал мне, что на Руси слова "любить" и "жалеть" раньше были синонимы. А любить - трудно. Получается, что и жалеть не легко. Я отношусь к читателям "Российской газеты" как к друзьям, и по-дружески вам скажу: очень не хочется быть проповедником, как бы извергающим как бы мысли. Но иногда, мне кажется, стоит напомнить о том, что забывается. В христианской традиции: любить человека не за то, что он - хорош, а за то, что - он - человек, создание Божие. Господь привел его на землю не для зла. И если человек, споткнувшись, и даже упав в грязь, еще может совершить добро - имеет смысл ему помочь, а не бить лежачего.
Когда мы не множим любовь - мы множим зло. И тут - без вариантов. Я не могу представить, сколько всего пережил Михаил Ефремов за последние годы. И я хочу верить в то, что это - искренние переживания. Если вспомнить слова Достоевского о том, что душа человека - есть поле битвы Бога и дьявола, то Ефремов здесь очень явный, если угодно, зримый пример. В нем очень много хорошего, в первую очередь - талант, умение дружить, и много дурного, о котором мы все знаем. Пока дьявол одержал победу. Что будет дальше? Зависит, конечно, от самого Ефремова. Но мы хотим помочь Господу победить в этой битве? Да, мы часто просим у Бога помощи, но бывает, что Он тоже нуждается в нашем содействии.
Ни у кого сегодня не может быть уверенности, что у Ефремова все получится. Но можно верить в это. Или в противоположное. Я лишь шапочно знаком с Михаилом Олеговичем, но очень хочется верить, что у него хватит сил не похоронить ни свой талант, ни самого себя. Судить просто. Особенно когда есть за что. Государство проявило милосердие. Проявит ли его общество?