Водным путем: как самарцы переправлялись через Волгу в прошлом
"Заволга" Местность на правом берегу Волги напротив города самарцы считают исконно своей территорией. Этакий огромный природный парк, созданный для удовольствия и отдыха горожан. Даже название ему придумали - "Заволга". Но так было не всегда. Справочники административно-территориального деления говорят, что самарскому Заволжью всего-то чуть больше ста лет. Образованная в 1851 году Самарская губерния располагалась целиком на левом берегу Волги. А правобережные села Рождествено, Подгоры и деревня Выползово относились к Сызранскому уезду Симбирской губернии (сейчас Ульяновская область), хотя жизнь этих населенных пунктов зависела больше от соседнего города. Правый берег официально стал самарским только при советской власти. Постановлением НКВД от 8 октября 1921 года Рождественскую волость присоединили к нашей губернии. Чем не повод организовать городской праздник "День самарской "Заволги"? Перевоз Зимой берега надежно связывали проложенные по льду санные пути. А после вскрытия реки в дело вступал разномастный флот. Для доставки небольших грузов использовали самодельные весельные лодки. Подводы, лошадей и крупную поклажу возили на дощаниках - плоскодонных одномачтовых посудинах. Парус, бурлаки и конная тяга - вот вся движущая сила волжских судов до начала XIX столетия. В 1840-х на Волге открыли регулярное пароходное сообщение. В 1860 году "Самарские губернские ведомости" писали: "С особым удовольствием мы можем сообщить читателям нашей газеты о предоставленном губернскому начальству проекте устройства пароходного сообщения между городом Самарою и правым берегом Волги. За осуществление его взялась Рождественская вотчина графини Левашевой в лице заведующего делами вотчины г-на Крогиуса, которому и принадлежит честь начинания". Перевоз через Волгу от самарского берега входил в обязанности городской управы, она и заключила с рождественским имением графини Ольги Левашевой соглашение сроком на 12 лет. Кроме сборов с пассажиров и конных подвод Самара выплачивала за переправу 600 рублей в год. Более 10 лет возил небольшой восьмисильный пароход рождественской вотчины пассажиров и грузы через Волгу, но срок аренды закончился. Отцы города поняли, что перевоз - неплохой источник пополнения казны, и решили поменять условия контракта, тем более что в Самаре к тому времени появились свои пароходовладельцы. Управляющий рождественской вотчиной Мориц Шульц не согласился на понижение ежегодной выплаты от города, мотивируя это тем, что такса за перевоз не менялась с самого его основания. Не нравилось управе и то, что рождественский перевозчик с немецкой педантичностью требовал от властей то выставить предупреждающие знаки у промоин во время зимней переправы, то наладить мостки у самарского берега в период таянья льда. В 1876 году к городским властям с предложением взять на себя переправу обратился Тимофей Крюков. В 1873-м он выиграл торги на строительные работы архива губернского суда (сейчас это первый этаж дома на улице Степана Разина, 51). По-видимому, деньги, полученные за выполнение подряда, Крюков решил вложить в новый бизнес. Управу подкупило его предложение отказаться от дополнительных годовых выплат, а прибыль получать только с денег, взимаемых с пассажиров. Сэкономить новоиспеченный перевозчик решил на пароходе, заменив его двумя 15-метровыми дощаниками. Скандалы на переправе Кроме основной работы, на держателя переправы возлагалась обязанность бесплатно доставлять на другой берег арестантские конвои, почту, чиновников, следующих по делам службы, и воинские подразделения. Этот пункт контракта и сгубил арендатора Крюкова. На его беду 23 и 25 мая 1876 года из Самары в Пензу решено было перебросить два батальона 160-го пехотного Абхазского полка с 10 подводами имущества. Дощаники никак не могли справиться с таким объемом, военный маневр оказался под угрозой срыва. Армейское командование обратилось в городскую управу и к губернатору. О конфузе с самарским перевозом узнали в столице. Назревал скандал. Выручил городские власти управляющий рождественским имением Шульц со своим пароходом. Впрочем, не бескорыстно, получив за услугу 125 рублей серебром. Еще один пункт контракта вызывал вопросы и недопонимание. Арендатор, монопольно владея переправой, не мог запретить людям переплывать на другой берег на своих лодках, однако если посторонние лица пытались за деньги перевозить пассажиров и кладь, он мог вмешаться. Из-за этого пункта правил на переправе в Батраках произошел случай, вошедший в историю и неоднократно описанный в советской литературе. Перевоз рядом с Сызранью несколько лет арендовал Александр Арефьев. Приехал он в наши края из города Скопина Рязанской губернии, в 1879 году женился на 17-летней дочери симбирского купца Василия Васильева Елизавете, а уже в 1880-м числился самарским купцом второй гильдии. Летом 1892 года помощник присяжного поверенного Владимир Ульянов (Ленин) вместе с мужем старшей сестры Марком Елизаровым были в Сызрани. Оттуда они собрались проехать на несколько дней в родную деревню Марка Тимофеевича Бестужевку, которая находилась на левом берегу Волги. Владимир Ильич не захотел ждать пятичасового парохода и уговорил зятя ехать на лодке. Этот случай описал в своей книге младший брат Ленина Дмитрий. Лодочники не соглашались везти, боясь купца и заявляя, что все равно он воротит их обратно. Однако Владимиру Ильичу удалось-таки уговорить одного из них. Увидев это с пристани, сидевший за самоваром на балконе Арефьев крикнул Елизарову: - Бросьте, Марк Тимофеевич, эту затею. Ведь вы знаете, что я за переправу аренду плачу и не позволяю лодочникам перевозить на ту сторону. Идите лучше со мной чай пить и знакомого вашего приглашайте. Все равно поедете на пароходе, велю вас воротить. Ульянов уговорил лодочника продолжать путь. Через несколько минут пароход Арефьева догнал лодку, матросы зацепили ее баграми и отбуксировали на правый берег. Вернувшись в Самару, Владимир Ильич подал жалобу на Арефьева, обвиняя его в самоуправстве. Дело разбиралось у земского начальника под Сызранью. Несколько раз Ульянов ездил на суд из Самары более чем за 100 верст. Наконец, 3 октября 1892 года "Самарская газета" написала: "По "Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями" "за нанесение обиды действием без всякого повода со стороны обиженного" виновные подвергаются аресту "не свыше одного месяца". Суд приговорил Арефьева к 30 суткам". За время работы юристом в Самаре Владимир Ильич провел около двух десятков процессов. Биографы считают суд над Арефьевым одним из самых удачных дел Ульянова. Продолжение читайте в номере "Волжской коммуны" 4 апреля 2025 года