«Мистический ренессанс»: почему россияне стали чаще обращаться к магам и колдунам
Почему выросло число обращений к ведьмам «Рост интереса к эзотерике – это не просто мода, а отражение глубоких изменений в обществе. Люди хотят понимать мир через личный опыт, искать ответы нестандартными путями и чувствовать свою силу. Возможно, этот мистический ренессанс – всего лишь еще один этап эволюции человеческого сознания», – объяснила «ФедералПресс» психолог Дарья Бубес. Она перечислила причины массового обращения людей к эзотерическим практикам. Потребность в личной силе и независимости Эзотерика предлагает человеку возможность быть творцом собственной реальности, отметила эксперт. Магические практики дают иллюзию контроля. Ритуалы, заговоры, амулеты создают ощущение, что человек может повлиять на свою судьбу, обойти препятствия и достичь желаемого. «Звучит парадоксально, но магия – это способ позаботиться о себе, когда ресурсы на исходе. Большинство людей приходят к эзотерике не от хорошей жизни. Усталость, одиночество, ощущение потери смысла, разочарование в традиционных институтах – все это фонит в голове. Мозг начинает искать новые решения. Не рациональные – выносимые. Та же церковь дает общину, но она часто требует соответствия нормам. А магия – про принятие. Ты можешь быть кем угодно, чувствовать что угодно, верить в любые архетипы. Это пространство, где тебя не будут оценивать. А для мозга, истощенного постоянной самокритикой, – это почти терапия», – поделилась с «ФедералПресс» нейробиолог Татьяна Смирнова. Сертифицированный фасилитатор Access Consciousness Татьяна Федорова рассказала, что для некоторых эзотерика становится способом почувствовать связь с чем-то большим, вернуть себе ощущение контроля, найти смысл в происходящем. «Это может быть мощным импульсом к внутренней трансформации, а для кого-то – иллюзией спасения, возможностью переложить ответственность на карты, гуру, гороскопы. Это временное облегчение, которое не ведет к настоящим изменениям, а лишь откладывает встречу с самим собой», – уверена эксперт. Например: человек обращается к нумерологу, получает рекомендацию переехать из Владивостока в Петербург – как будто это «место силы», которое все решит. Он переезжает, но вместо вдохновения и процветания впадает в депрессию. Возвращаясь в родной город, он чувствует подъем, радость, связь с собой – и все чаще ругает Петербург, забывая, что это был его выбор. Он передал ответственность за свое счастье нумерологу – и, лишившись опоры внутри, потерял связь с собой. «Эзотерика – это форма, а содержание рождается из выбора человека. Кто-то выбирает передать власть во внешние руки, кто-то – услышать себя глубже. Поэтому важен не вопрос «работает ли», а что человек делает с этим, возвращается ли он к себе, к внутреннему знанию или остается в бесконечном поиске внешних ответов», – объяснила Татьяна Федорова. Кризис традиционных институтов Общество стало меньше доверять официальным структурам, будь то церковь, государство или медицина, считает психолог Дарья Бубес. «Люди разочаровываются в институтах, которые кажутся оторванными от реальной жизни, и ищут альтернативные пути решения своих проблем», – пояснила эксперт. Татьяна Федорова отметила, что психотерапия могла бы смогла занять эту нишу, но человеку нужно пройти большой путь, чтобы получить результат. Также трудности и в том, чтобы найти «своего» специалиста и быть готовым к регулярной, глубокой и часто болезненной работе над собой. Для многих это требует ресурсов, которых в текущей реальности у человека просто нет: ни времени, ни внутренней готовности, ни подчас финансовой стабильности. «Психология зачастую работает с прошлым, но не формирует новое видение себя. Государство говорит: ты гражданин, ты должен, ты обязан. Религия говорит: ты раб земной, а человек внутри не согласен. Он чувствует, что он не винтик, не раб, не функция. И вот здесь появляется эзотерика, и она говорит: «Ты – творец. У тебя есть сила. У тебя есть выбор. Ты создаешь свою реальность. Вся сложность – в примеси. Истина звучит так: «Ты – сила. У тебя есть выбор. Ты можешь изменить свою жизнь». Но затем примешивается ложь: «Сила – это потому, что Меркурий в ретрограде». «Ты можешь все, если купишь этот амулет или активируешь карму через цифры», – пояснила эксперт. Быстрые решения в мире неопределенности В эпоху информационного перегруза, кризисов и нестабильности эзотерика дает быстрые ответы там, где наука или религия могут предложить лишь сложные размышления и терпение. Люди хотят простых решений: привлечь деньги, вернуть любимого, защититься от негатива – и магия кажется им действенным инструментом. Предприниматель Кирилл Сагитов также отметил «ФедералПресс», что эзотерика дает иллюзию контроля в нестабильном мире, где логические инструменты не всегда работают». «Это особенно цепляет тех, кто чувствует тревожность, одиночество или потерю ориентиров. Церковь предлагает универсальные ценности и требует времени на внутреннюю работу. Эзотерика же – быстрый эмоциональный «анальгетик», часто в формате «услуги». Именно поэтому ее аудитория и продолжает расти», – пояснил Сагитов. «Человеческий мозг не выносит неопределенности. Ситуации, где нет четкого ответа, активируют миндалевидное тело – зону мозга, отвечающую за тревогу и угрозу. В такие моменты нам жизненно необходима хоть какая-то структура, чтобы мозг мог почувствовать: «все под контролем», – добавила нейробиолог Татьяна Смирнова. У магов есть четкие ритуалы, конкретные действия: зажечь свечу, провести обряд, положить карту. Для мозга это сигнал: «Я не бездействую, я что-то делаю». Это снижает уровень кортизола и дает ощущение безопасности, отметили Смирнова. «Даже если на уровне логики мы понимаем, что свеча – это просто свеча. К примеру, церковь – это часто про длительный путь, про веру, смирение и ожидание. А у уставшего современного мозга нет на это ресурсов. Мы хотим «здесь и сейчас», и желательно, чтобы эффект наступил до конца недели. Мозг с СДВГ, с тревожностью, с перегрузкой информацией выбирает то, что дает дофаминовый отклик сразу», – поясняет нейробиолог. Популяризация мистики в культуре и медиа Еще одной причиной распространения эзотерики стала популяризация. Современные фильмы, сериалы и книги активно эксплуатируют мистическую тематику. Оккультизм, астрология, таро становятся частью массовой культуры. Кроме того, блогеры и коучи продвигают эзотерические знания как способы личностного роста, что делает их более доступными и понятными, напомнила Дарья Бубес. Кирилл Сагитов также добавил, что онлайн-среда сделала подобные практики еще доступнее: консультации магов и тарологов легко найти в соцсетях, а алгоритмы сами подсовывают мистический контент. Отход от коллективного к индивидуальному «Религия ориентирована на общину, традиции, единство верующих. Эзотерика же предлагает персонализированный путь: каждый сам выбирает свою систему убеждений, работает с энергиями, выбирает духовных наставников. В мире, где ценится индивидуальность, такая гибкость кажется привлекательной», – рассказала нейробиолог. Фасилитатор Access Consciousness Татьяна Федорова уверена, что невозможно ограничить эзотерику табу или законами, так как это не сможет остановить у человека его внутренний поиск. Однако она отмечает, что можно дать пространство, в котором человек почувствует ту самую силу – без магии и манипуляции. Для этого, по мнению эксперта, он должен ответить себе на вопросы: что тебя радует? куда ты стремишься? что ты выбираешь сегодня? что ты хочешь создать в этом мире? Эти вопросы возвращают человека к себе самому, создают доверие к себе. Что говорит церковь Отток прихожан заметили и в церкви. «А у нас ведь перестали прибавляться христиане. Вы сами видите: где новые прихожане? А где новые батюшки, где новые студенты-семинаристы, где новые монахи, где они все? А почему их нет? Потому что эти 800 тысяч колдунов, ведьм и эсктрасенсов отнимают нашу паству. Получается, что мы проигрываем», – посетовал епископ Скопинский и Шацкий Питирим Творогов в своей проповеди. Протоиерей храма «Кулич и пасха» Василий Морозов вспоминает, что подобная ситуация была и в 90-е годы, когда советская идеология отошла и в Россию хлынули различные учения. Это был переход от материалистичного восприятия мира к духовному. Он отметил, что эта потребность заложена в наших душах, но напомнил, что в духовном мире существуют ангелы, послушные Богу и ангелы, отпавшие от Бога. Сатана отпал от Бога, и за ним последовало треть ангелов. С ними была битва, и они были низвергнуты из божественного мира в мир этот, говорится в церковном учении. Падшие ангелы продолжают свое бытие, так как они бессмертны, но противятся Богу и пытаются Его творению – человеку – вредить. «Духовное окружающее нас пространство плотно заселено. Церковь предупреждает об опасности от вторжения в духовную реальность из-за наличия там духовных сущностей, которые имеют личностное начало. Часто оккультные практики имеют дело именно с ними. Это не просто некие силы, космические или энергии, а падшие духи, которые умеют людям в соответствии с их склонностями к восприятию являться в виде леших, НЛО и даже принимать вид святых. Они очень хорошо знают психологию человека и чаще всего играют на тщеславии и гордости. Опасность есть и для православных христиан, а уж тем более это опасно для людей, которые не живут церковной жизнью и не имеют особой защиты и духовных знаний», – отметил священник. В Священном Писании строго запрещается обращаться к вызывателям мертвых, гадалкам, магам, чародеям. Это еще Моисей писал в Пятикнижии. Это обычная практика для языческих народов, она запрещена для религии откровения. Также священник обратил внимание, что падшие силы могут временно изменить течение болезни, но так как не имеют в себе благодати, делают это за счет ресурсов человека: он получает облегчение в одном, но приобретает проблемы в другой сфере. Самое главное, отмечает протоиерей, что это делается за счет бессмертной души, которая становится подвластной этим силам, становится их добычей и достоянием. Евангелие описывает случаи, когда Иисус Христос исцелял одержимых падшими духами. То есть были физические больные, а были и одержимые злыми духами. Так, он исцелил отрока, которого с детства злой дух бросал то в огонь, то в воду именно в новолуние. Как бы пытаясь маскироваться под воздействие Луны на человека, чтобы люди думали, что так влияют светила на человека. Также в Священном Писании рассказывается об одной девице, которая имела дар ясновидения от падших духов. Когда апостолы запретили ей пользоваться таким умением, она сразу его лишилась. «В современной церкви есть чин отчитки бесноватых. Но к нему в церкви неоднозначное отношение. Считается, что человек лучше очищается и освобождается, когда живет церковной жизнью. Это для него полезнее, когда он через покаяние, через молитвы, чтение Слова Божия постепенно входит в обладание своей природы и освобождается от влияния падших духов. Это может быть многолетняя работа», – рассказал священник. Также клирик привел и самый яркий пример борьбы с нечистыми духами – это житие священномученика Киприана и Иустины. Киприан был сильным и известным магом. Он мог вызывать даже стихийные бедствия. Когда безответно влюбленный юноша попросил его приворожить христианку Иустину, то бесы, которые к ней посылались, разбегались от ее крестного знамения. Он понял, что падшие ангелы боятся крестного знамения, и задался вопросом, что же они будут делать, если явится сам Христос. Так он принял христианство, поняв всю пагубность и бессилие падших духов перед силой Божией. Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1; фото: «ФедералПресс» / Татьяна Буторина