Художница Ольга Ионайтис: Для иллюстратора главное - не взрослеть
Премии президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества удостоена художник Ольга Ионайтис. Высокая награда присуждена за вклад в развитие отечественного искусства иллюстрации детской книги. На счету у Ольги уже более 150 книг - и для детей, и для взрослых. Ее рисунки украшают и "Хоббита" Толкина, и "Майскую ночь или утопленницу" Гоголя, и "Приключения Оливера Твиста" Диккенса, и произведения Маршака… "РГ" поздравила и расспросила художника.
Ольга, признайтесь, среди множества ваших героев - есть самые любимые?
Ольга Ионайтис: Больше всего я люблю крохотных существ, волшебных и не очень: мышки, ёжики, белочки, эльфики, гномики - это все моё. Мне нравится вплетать их в реальную ткань леса, используя миллион моих фотографий, чтобы это всё воспринималось естественней. А еще мне нравится процесс поиска прототипов для героев книг - так, между прочим, когда-то работал народный художник Дементий Шмаринов. Скажем, работая над книгой Фрэнсиса Бёрнетта "Таинственный сад. Маленький лорд Фаунтлерой", я нашла прототипа для каждого персонажа…
И где вы их находите?
Ольга Ионайтис: Как правило, мучаю свою семью. Когда работала над мифом о "Тристане и Изольде", мужу пришлось позировать для Изольды - и такое бывает. Возможность подсмотреть, увидеть, как конкретный персонаж живёт, двигается, дышит, садится, поворачивается - очень обогащает книгу. Это сродни режиссёрской работе. В "Таинственном саде" миллион историй - готова была в метро подойти к матери с ребенком и попросить попозировать.
Как вы выбираете среди книг те, которые хотелось бы проиллюстрировать?
Ольга Ионайтис: У каждого ребёнка, который мечтает стать художником-иллюстратором, скапливается какой-то свой пул героев детских книжек, которых ему хотелось бы нарисовать. Вот так и я - кажется, уже давно перерисовала все свои желания. Мне сильно везло, издательства всегда давали возможность нарисовать то, что я хочу. И более того - как хочу. Сейчас, кстати, заканчиваю большую книгу сказок Андерсена к его 220-летию. Она выйдет летом.
Вам интереснее классики - а как же современные авторы?
Ольга Ионайтис: Я и с современными авторами люблю работать. Иллюстрировала одни из первых книг Анастасии Строкиной, Алексея Олейникова… Молодые авторы приносят новые истории, они свежие, яркие, неожиданные по образам. Был случай, когда я познакомилась с Надеждой Петраковской и она рассказала, что только что сдала в издательство подростковую повесть "Пещера Трёх Братьев", которая, к слову, потом стала победителем международного конкурса имени Сергея Михалкова. Так вот, я поинтересовалась, на что похоже ее произведение, и буквально подпрыгнула, когда Надежда сравнила его с "Борьбой за огонь" и "Пещерным львом" французского писателя Рони-Старшего - это же любимые книжки моего детства… Взялась за работу - и замучила Петраковскую вопросами: вот у неё герой на одной странице босой, а на пятнадцатой - в ботиночках из кожи или шкуры... Составила список из тридцати вопросов. Петраковская признавалась потом: ни один редактор не мучил ее, как художник…
Знаменитый художник Виктор Чижиков однажды сказал мне: чтобы иллюстрировать книги для детей, желательно быть добрым. Согласны?
Ольга Ионайтис: Виктора Александровича я хорошо знала, мы дружили. Мне кажется, что самое главное - это способность не взрослеть. Лучшие детские иллюстраторы остаются детьми - не надо путать это с инфантильностью. Я говорю о способности воспринимать мир глазами ребёнка: искренне и доброжелательно, с невероятной верой в то, что все сказки заканчиваются хорошо, с любовью ко всем своим персонажам. Только так дети будут тебя чувствовать и понимать.
Разве со взрослыми книжками не так же?
Ольга Ионайтис: Существует довольно серьёзное деление между взрослыми и детскими иллюстраторами. Мы практически не ходим из одной деревни в другую, хотя всякое бывает. Но тогда приходится очень сильно перестраиваться: во взрослых книгах другой подход, другие композиционные и структурные решения. Отличный пример такого перехода - работы Игоря Олейникова, когда он детские книжки превращает во взрослые графические романы.
Между стихами и прозой - для иллюстратора тоже большая разница?
Ольга Ионайтис: Стихи требуют немножко другого подхода. Я чаще стихи рисую в технике акварель цветными карандашами, иногда акварель с солью, чтобы это было более мягко, в белом. Но вообще работать со стихами - отдельное удовольствие. Иллюстрировала "Волшебный клубок" Андрея Усачева, тут из маленького стихотворения рождается миллион образов сразу. Расширить, создать мир вокруг нескольких строчек - отдельный вызов для иллюстратора.
Вы рецензируете дипломные работы в Университете печати им. Ивана Фёдорова - много новых имен, к которым стоит присмотреться? Приходят на ум, например, Аня и Варя Кендель, Алиса Юфа…
Ольга Ионайтис: …еще Юлия Сиднева. Очень много невероятно талантливых художников выпускается. Смотрю, что они делают, - аж дух захватывает: так ловко общаются с компьютером. Я так не умею, рисую живьём, как научили. С другой стороны, у каждого поколения есть что-то свое - чётко видно по поколениям, когда какая стилистика преобладала. Жаль только, что сегодня многие хорошие иллюстраторы из-за небольших гонораров уходят в дизайн и рекламу.
Может, у вас всё-таки осталась мечта: что еще хочется проиллюстрировать?
Ольга Ионайтис: Думаю, нет в мире художника, который не хотел бы нарисовать "Хроники Нарнии" Клайва Льюиса. Но автору настолько понравились иллюстрации первого художника, что он прописал в завещании: издавать его книги только с этими работами… И все равно - когда-нибудь мечта исполнится.