"Сделка". По мотивам "Визита старой дамы" Фридриха Дюрренматта.
Как раз наоборот: текст стал более динамичным, и, как только открылся занавес, был взят изначально очень высокий темп действия, что, несомненно, хорошо. Новаторство заключалось в оригинальной режиссерской трактовке. Жители Гюллена в сером, показана мрачность, безысходность их жизни. Клара Цаханассьян и ее свита, напротив – в ярких, почти клоунских одеждах. И ведут себя так же – по-клоунски. И чем ближе к концу спектакля, тем больше ярких клоунских атрибутов появляется у горожан, они перенимают клоунские повадки, а в конце концов – вся толпа превращается в сплошную клоунскую труппу, а Клара, наоборот, в финальной сцене выходит в обычной, серой, мрачной одежде. Именно в образе нищенки она произносит финальный пронзительный монолог. Интересная находка, которую можно трактовать по-разному. В самом начале спектакля мне показалось, что режиссер имел в виду СССР конца 1980-х годов: мрачность, безысходность, развал экономики, и тут появляется спасительная рука из-за границы. Все дадим! Всем обеспечим, нужно выполнить всего одно маленькое условие. К середине спектакля впечатление изменилось. Казалось, что перед нами не прошлое, а настоящее, и что эксцентричная Клара – есть символ современного "Дип Стейт", которые пытаются загрузить окружающий мир безумным количеством фриков. Может быть, так, может быть, нет. Кто-то может посчитать, что режиссер намекает на сатанинское происхождение Клары и ее компании (Тем более, что один из героев периодически бегает в маске черного кота, хотя его называют Барсом). Однозначный намек на булгаковского Бегемота. В общем – очень большой материал для трактовки. Вполне возможно, что вы прочитаете эту режиссерскую "фишку" по-своему – и тоже будете правы. Важно, что фишка интересная. Игорю Теплову удалось объединить сложную социальную драму и комедию. Вроде бы речь идет о тяжелом нравственном выборе, но нет никакого морализаторства, режиссер не пытается грузить зрителя различными дилеммами. Наоборот, все это подается просто, легко, местами смешно. Единственное, что не совсем четко показана трагедия Альфреда Илла. Скорее, хочется задать себе вопрос: почему же он так крепко пытается держаться за свою никчемную жизнь. И снова широкий простор для вариантов. Режиссер не дает своего ответа, да он особо и не нужен. Пусть у каждого будет собственная версия. Все и правы, и не правы одновременно. Конечно же, нельзя не отметить великолепный актерский состав. Вера Воронкова в роли Клары, Андрей Заводюк (Альфред Илл), Владимир Николенко (Мэр) и так далее. Можно перечислить весь кастинг. Все на уровне (по-другому и не бывает). Я бы мог придраться к тому, что спектакль довольно предсказуемый. Уже в первом действии была понятна стратегия режиссера, что к концу спектакля все станут клоунами. Лично мне бы хотелось больше нестандартного подхода, хотя умом я понимаю, что режиссер прав, когда не стал перегружать действие. То, что я увидел – очень неплохой коммерческий спектакль. Вполне для семейного просмотра, на него можно идти со старшеклассниками. Тем более что в финал внесены некоторые чисто современные "Инстафишечки». (Когда перед самым концом в мэрии организуется мини-концерт – смешно, интересно, актуально). Если ваши дети спросят, что такое социальная драма – смело берите их на спектакль "Сделка". Все будет понятно и, главное, у ребят не возникнет отвращения к этому жанру. Для продвинутых театралов не хватает "перчику", сложности, символизма, оригинальности, но это не претензия к режиссеру. В конце концов – спектакль идет на большой сцене. Эта постановка не только для театралов. Она должна быть понятна решительно всем. И она будет всем понятна. В любом случае, поздравляю и Игоря Теплова, и театр Пушкина с крепким остросоциальным спектаклем. До встречи в театре Пушкина!