Петербургские юристы проконсультировали курских переселенцев

Консультации по широкому спектру вопросов в одном из пунктов временного размещения (ПВР) для переселенцев из курского приграничья провели юристы из Санкт-Петербурга.

Петербургские юристы проконсультировали курских переселенцев
© Российская Газета

Команда специалистов не в первый раз посещает регион в рамках проекта благотворительной помощи "Открытое окно". Число людей, получивших помощь в самых разных ситуациях, превысило 1,5 тысячи человек. С какими вопросами обращаются переселенцы, узнала собкор "РГ".

"Все эти люди были вынуждены покинуть свой дом и теперь живут кто в ПВР, кто в арендном жилье, однако жизненные обстоятельства у них у всех разные, - рассказывает представитель регионального министерства правового обеспечения Сергей Синюгин. - Специалисты из Санкт-Петербурга консультируют всех без исключения и работают, так сказать, до последнего посетителя".

Никто не уходит без ответов, и даже если нужно что-то потом уточнить, юристы позвонят, расскажут, продолжат консультации уже по телефону.

"Самые частые вопросы - это те, что у всех на слуху: о выдаче сертификатов на жилье, - отмечает замминистра правового обеспечения Курской области Ирина Цепочкина. - Насущным является и получение справок от органов местного самоуправления, например, о том, что люди действительно проживали в том или ином населенном пункте, а также вопросы вступления в наследство в этой ситуации и ранее, если вовремя своими правами наследования не воспользовались".

Освобожденная от оккупантов территория курского приграничья постепенно разминируется, и многие люди уже ждут, когда можно будет заехать в закрытые ранее села, деревни и хутора. Однако, как отмечают эксперты, несмотря на постоянное уточнение законодательных норм и изменение ситуации в приграничных муниципалитетах, вряд ли спорных ситуаций станет меньше.

"Объем юридических вопросов огромен, - продолжает Ирина Цепочкина. - Мы уже сейчас понимаем, что все равно будут вопросы по земле: они как шли ранее, так и идут до сих пор. К тому же, поступает и масса вопросов от предпринимателей, и хотя бесплатную помощь в сфере предпринимательской деятельности мы не оказываем, все равно стараемся помочь каждому владельцу бизнеса в пострадавшем приграничье".

О том, что все вопросы переселенцев неоднозначные и очень сложные, говорят они сами. Стоит юристам только расположится в импровизированной приемной, люди подходят тут же. Некоторые - с пухлыми папками документов.

"У меня пятеро детей. Трое - от первого мужа, с которым я развелась, однако дом, купленный на средства материнского капитала, так и остался частично в его собственности. После развода он погиб в зоне СВО. И теперь я и дети лишаемся средств сертификата в той части, которая принадлежала ему", - рассказывает Ирина, жительница поселка Теткино Глушковского района.

Юристы, рассмотрев ситуацию во всех ее нюансах, описать которые невозможно, пришли к выводу: претендовать на имущество погибшего отца дети, действительно, не могут, так как эту часть дома унаследовала бы мать погибшего. По словам Ирины, из Теткино бежали всей огромной семьей на двух машинах. Опасались, что если заберутся в одну, то потяжелевшую легковушку догонит любой дрон, а так был шанс "уйти от птиц".

"Вся жизнь тогда перед глазами пронеслась. Но, знаете, я не претендовала на сертификат все это время, - продолжает Ирина. - Я столько сил, денег, своей души вложила в дом, что очень хотелось вернуться. Однако теперь понимаю: это нереально, там все разбито, а ютиться в ПВР бесконечно просто невозможно. Пора устраивать жизнь уже где-то на постоянном месте, но так, чтобы все мои дети могли комфортно учиться, развиваться. Но если мне самой и младшим я могу приобрести где-то простой дом, так, чтобы был земельный участок, возможность посадить сад, огород, то старшим скоро в университет поступать, и вот для них хотелось квартиру где-то в Курске. Ну и от отца она бы им и как память осталась. Теперь понимаю: этого не будет".

О суровости законодательства говорят и другие клиенты социальной юридической консультации. Однако они отмечают: пусть не всегда закон склоняется в их безоговорочную пользу, зато они теперь владеют информацией и понимают, как действовать дальше.