Спектакль "Как важно быть серьезным" петербургской "Мастерской" едет в Москву
Спектакль "Как важно быть серьезным" Санкт-Петербургского театра "Мастерская", Театральный центр "На Страстном", Москва, 18 и 19 марта
В этой постановке костюмера играет костюмер, гримера - гример, а режиссера настоящий помреж театра. Удивительно, неправда ли? А еще в нем нашлось место популярным мемам - вездесущий енот, танцующий под "Pedro, Pedro, Pedro", добрался и до сценических подмостков.
"Как важно быть серьезным" - премьера петербургского театра "Мастерская", этим спектаклем открыли нынешний сезон.
Поставил его Сергей Паньков - молодой режиссер, ученик художественного руководителя "Мастерской" Григория Козлова.
Петербургский зритель Панькова уже знает: его первая постановка - иммерсивный спектакль "Платонов" по ранней пьесе Чехова - получила премию "Золотой софит" за режиссерский дебют.
В основу нового спектакля легла одноименная пьеса Оскара Уайльда. Режиссер рассказывает, что хотел поставить острую комедию:
"Оскар Уайльд, мне кажется, сохраняет остроту… Его комедии балансируют на грани между элегантной пощечиной обществу и возможностью посмеяться над самим собой".
Комедия Уайльда в спектакле лишь фабула, а в центре - изнанка театра. Актеры играют актеров, которые ставят пьесу, репетируют. "Мне пьеса показалась очень театральной, в ней как будто Оскаром Уайльдом вшита эта игра с переодеванием, со сменой имен, с рефлексией театра о театре", - рассуждает Сергей Паньков.
Отсюда рождается другой план спектакля - элементы репетиционного процесса и сюрпризы в выборе артистов (кроме костюмера и гримера, как упоминалось выше, на сцену выходят еще и настоящие реквизитор, машинист сцены, все они служат в "Мастерской").
Связать "Как важно быть серьезным" и "репетиционную" часть спектакля помогают юмористические очерки Карела Чапека "Как это делается" о том, как ставится пьеса и в целом существует театр: "режиссер, которому поручена пьеса, исходит из здравой предпосылки, что "вещь надо поставить на ноги", - иными словами, перекроить все, что там накропал автор".
А своеобразным девизом Господина режиссера из спектакля и самого Сергея Панькова стала цитата из фильма Федерико Феллини "Репетиция оркестра": "Мы музыканты, вы музыканты, давайте возьмемся за ноты и шаг за шагом займемся своим делом".
Эти слова и определяют творческий подход режиссера, который убежден, что необходимо оставаться честным в профессии, и звучат на фоне в самом спектакле.
Кстати
На днях создателю театра "Мастерская", режиссеру, педагогу, выпустившему целую плеяду талантливых учеников, Григорию Козлову исполнилось 70 лет.
Сегодня "Мастерская" - как определяет его сам создатель, "театр для человека и про человека" - одна из важнейших точек на карте театрального Санкт- Петербурга.